среда, 18 марта 2015 г.

Роман «Расставание» Леонида Бородина

Роман «Расставание» Леонида Бородина построенный вокруг идеи Бога. Его лирический герой - московский интеллигент - решает начать новую жизнь. В произведениях Леонида Бородина - на рациональному, логическому уровне его проза сурово утверждает правоту христианской морали, а всей своей эмоциональной, чувственной плотью ( то есть всем художественным, что есть в ней) буквально взывает о привлекательностях греховного, безбожной, живой и свободного жизни. Где-то в Сибири главный герой романа отыскивает попа Василия и его дочь Тосю, которая готова стать его женой. Эта семья - поп Василий и Тося - живет с Богом в душе, вокруг них особая атмосфера чистоты и любви, которая властно притягивает героя. Но он не чувствует себя довольно чистым, чтобы принять от судьбы такой подарок, он едет в Москву, чтобы привести свои дела - прежде всего душевные - в порядок


Бородин, описывая московскую жизнь своего героя, не жалеет иронии и сарказма на картины «работ и дней» московской интеллигенции. Добирается всем - диссидентам, журналистам, окололитературной и околотелевизионной богеме, даже оппозиционному священнику, чья фигура в сравнении с образом попа Висилия выглядит мелкой и суетной. Вся эта жизнь безбожная, бессмысленная, неблагообразная. Вся она осуждена и автором, и героем. Как чеховские сестры мечтали о Москве, так герой романа Бородина виднеется о сибирской глубинке, где живут Тося и поп Василий. В конце концов два рационалисты - автор и его герой - без конца осуждающий рационализм - попадают в собственноручно устроенную ловушку. Из Сибири, где рядом с Геннадием была живая и любящая Тося, вся его московская жизнь казалась ему ясной, понятной и легко преобразованной в нужном для очищения направления. Приехав и столкнувшись с ее живым и непредвиденным потоком, он безнадежно в ней запутывается, поскольку общение с Тосей наделило его способностью намного острее видеть чужую жизнь и воспринимать чужую боль, чем это было когда-то. Арестовывают его сестру-диссидентку, и он не может уже сказать «допрыгалась»; его отец, отношения с которым были так простые и удобные, оказывается вдруг человеком ранимым и способным на неожиданные поступки; «халтура», что он раньше бы сделал с холоднокровным цинизмом, превращается в моральную проблему; возлюбленного ждет от него ребенка, и этот факт перерастает свое бытовое содержание, определяет судьбу. Душевный переворот состоялся, холодный рационалист стал живым человеком, теперь он ближе к Богу, чимабиколи.


Однако цена всему этому - погубленная судьба Тоси, к которой герой уже не может вернуться. И вот, чтобы эта цена не сдалась читателю чрезмерной, что зачеркивает все благотворные изменения в душе Геннадия, автору приходится идти на сомнительный с точки зрения людской, да и художественной логики ход. Он постепенно, страница за страницей, превращает живую и страдающую Тосю в абстракцию, в символ. Символа ведь не больно. И вот в апофеозе романа, в финальной сцене амбивалентное свадебного веселья появляется - в сознании героя - призрачное видение: танцующая Тося. И так уже написанная сцена, что это ирреальное появление выглядит не напоминанием герою об утерянном Тосиной судьбы, а благословением его выбора. Но свершится или выбор? Если все-таки Тося - живой человек, а не символ, то свершится лишь обмен одного зла на другое. И с Богом в душе и без Бога герой несет зло. И если бы из этого зерна автор честно вырастил трагическую коллизию! Но пришлось бы признать, что жизнь сильнее и богаче наивысшей морали, и пойти на такое Бородин не может. Тому финал смазанный; он мог бы быть многозначный, но он - к сожалению! - всего лишь двузначный



Роман «Расставание» Леонида Бородина

Комментариев нет:

Отправить комментарий