среда, 18 марта 2015 г.

Мотивы предостережения в произведениях выдающихся писателей хх столетие

Литература XX столетие отмечается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положение человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX столетии, принудили многих писателей стать на защиту человека, ее личности, ее гуманистичнихидеалив.


Октябрьская революция 1917 года в России остро задала вопрос взаимоотношений человека и общества. Наилучшие российские писатели еще в 20-те года осознали опасность новое политического устройства, которое вело к нивелированию людской личности. Антиутопический характер имеют произведения- предостережения А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». В повести «Котлован» автор символически изображает строение нового общества. Ради счастья будущего сегодня нелепо гибнут люди. Герои Платонова одержимые идеей будущего общества, они роют котлован, чтобы свести Дом счастья, где в будущему будут жить счастливые люди. Ради этой идеи они голодают, страдают от холода и болезней, но не оставляют работу. К строителям котлована прибилась маленькая девочка-сиритка, ей больше никуда пойти, но «строители будущего» не могут дать совета этой девочке, ее смерть — это предупреждения всем людям, которые будущего без настоящего не бывает, никакая идея не стража жизни ребенка. В финале повести Платонов изображает огромную яму, которая зарастает сорняком: это то, что не стало не только Домом счастья, но и котлованом


В романе Є. Замятина «Мы» изображается будущее общество, построенное на идеях коллективизма и тоталитаризма. Герои произведения не только не имеют личности, но и потеряли имена, отличаются друг от друга они только номерами. Замятин показывает, что тоталитарное государство хочет регламентировать личную жизнь, но человек всегда остается человеком. Герой романа влюбляется, и это человеческое чувство становится страшным для целой Системы, которая обеспечивает функционирование этого общества. Замятин показывает, что человек очень слабый перед Системой, но должная и способная ей противостоять. Страх героя перед нарушением норм и правил его общества, перед Системой приводят к трагическому финалу, хотя герой уже этого не осознает (операция на мозге лишила его воображения, фантазии, а вместе с ними он избавился способности любить).


Во второй половине XX столетие писатели обращаются к проблемы следствий научно-технического прогресса. Экологические нелады, моральные и национальные становятся темами исследования многих писателей. Это и казахский писатель Чингиз Айтматов («и свыше возраста длится день», «Плаха»), и колумбийский писатель Рафаэль Гарсиа Маркес («Сто лет одинокости», «Осень патриарха»), и японский Кобо Абе (« Человек-Сундучок», «Те, что вошли в ковчег»). Эти произведения осуждают зло, жестокость, измену родному народу, его обычаям, стремление подчинить национальные особенности безликим штампам «человека вообще». Писатели используют мифы своих народов, чтобы показать одвични стремление человека, раскрыть самобытность национального сознания, которому технический прогресс, «компьютерный рационализм» причиняют страшные убытки. Главная проблема многих из этих произведений — как соединить личное, национальное и общечеловеческое, как не потерять своеобразность



Мотивы предостережения в произведениях выдающихся писателей хх столетие

Комментариев нет:

Отправить комментарий