Герберт Уеллс - английский писатель, автор социально-фантастических и бытовых романов, рассказов, научных работ по литературоведению, истории, биологии. Центральное место в него творчестве заняло вопрос о путях развития научно-технического прогресса и его влияние на судьбу человечества. Продолжая традиции Дж. Свифта и Ж. Верна, выдающийся фантаст моделировал и исследовал общество будущего. Среди него известнейших произведений романы «Машина времени» (1895), «Остров доктора Мор» (1896), «Невидимець» (1897), «Война миров» (1898), «Первые люди на Месяце» (1901).
Герберт Уеллс родился в городке Бромли, неподалеку от Лондона, в семье мелкого торговца. Закончив школу, работал в магазине, аптеке, однако судьба торговца его не влечет, им владеет жажда знаний и стремление присвятитися науке. Успешно составивши испытания, он получает должность помощника учителя, а со временем становится студентом-стипендиатом Империал-Колледжа Лондонского университета. В кругу его интересов - найновитниши гипотезы и теории природоведческих наук, он работает в лаборатории славного ученого-физиолога Гаксли.
Во время продолжительного перерыва в занятиях ( по болезни) Уеллс приобщился к большой литературе и открыл для себя Китса, Шелли, Гейне, Платона, Спенсера, работы утопистов. Он и сам начинает писать. Уже первая повесть «Аргонавты хроносу» (1888) определила основные темы будущих романов, которые почти ежегодно выходили из конца 90- х годов ХиХ столетие, - «Машина времени» (1895), «Остров доктора Мор» (1896), «Невидимець» (1897), «Война миров» (1898), «Когда проснется тот, кто спит» (1899), «Первые люди на Месяце» (1901), «Пища богов» (1904), «Война в воздухе» (1908). В фантастической форме Уеллс исследует смелые научные идеи, подвергает испытанию дерзкие открытия, ставит впечатляющие эксперименты
Однако не взлет научной фантазии интересует писателя, а фатальные изменения в доле человечества при условиях научно-технического прогресса. Г. Уеллс в своем творчестве средствами научной фантастики исследует глубокие социально-философские и моральные вопросы, а именно: ведет ли научно-технический прогресс к прогрессу в духовных и социальных сферах жизни человека; где та граница, за которой ученый может превратиться на преступника; как поведет себя морально несовершенный человек с безграничной властью, предоставленной ей науковимвидкриттям.
Роман «Невидимець», в основу которого положенные действительные научные гипотезы относительно преломления света, обращается к теме научного открытия и его следствий в жизни изобретателя и общества. Писатель возбуждается в произведении ряд актуальных проблем: моральной ответственности ученого за свое изобретение; трагической одинокости научного работника; обывательского отношения к научному открытию; пренебрежение гуманистических принципов гражданского общества тощо.
Главный герой романа - молодой научный работник Гриффин, который изобрел образ обесцвечивать биологическую ткань вплоть до ее полной невидимости. Талантливый научный работник-исследователь, вопреки материальным нуждам, своими силами осуществляет смелый эксперимент: делает невидимой сначала кошку, а потом, избегая преследование, и сам становится невидимкой
Невидимость соблазняет его сначала к мелким правонарушениям, а со временем - к большим преступлениям. Гриффин виднеется образовать «царство террора» и удерживать под своей властью весь мир. Чрезвычайное открытие его ведет к полному разрушению моральных принципов и духовных ценностей: он доказывает к самоубийству обанкротившегося отца, безжалостно ведет себя с людьми, жестоко «забавляется» с жителями города, терроризирует пъяничку Томаса Марвелла. Ничто не останавливает Гриффина, потому что мир его научил быть жестоким и эгоистическим, а общество - заботиться лишь о себе
Однако в странного открытия есть и непредвиденный бок - невидимость оставляет Гриффина беспомощным и одиноким: голодный и холодный, он вештаеться городом, искать безопасного приюта; по оставленным следам его могут выследить; ему крайне бракует помощника
Кульминационным моментом произведения является обращения с помощью к коллеге- ученого доктора Кемпа, бывшего университетского знакомого Гриффина. От него решения зависит судьба странного и опасного открытия. В случае согласия приоткрывается путь к неограниченной преступной власти. Отказ же ведет к поражения Гриффина и уничтожение его научного изобретения. Доктор Кемп был поражен его открытием, но помогать в осуществлении преступных намерений не захотел. Наоборот, он организовал поиски невидимця.
Вызов обществу, брошенный Гриффином, обернулся войной общества против ученого. Преследование «добропорядочными гражданами» непонятного и опасного невидимця превратилось на жестокая и захватывающая охота на человека, в котором открылась агрессивность и бездушность преследователей. Общественность сплотилась для преследования инакомыслящего ученого, будто загнанного зверя. Автор исподволь меняет интонационные акценты от осуждения - к сочувствию, согласно тому, как возрастает агрессивное отношение граждан к человеку-невидимке. В конце произведения автор глубоко грустит через трагическую судьбу его героя
В последних эпизодах романа читатель видит не амбициозного ученого, а заистязаемую жертву общественного преступления. В таком поединке между неординарной личностью научного работника и вражеской ограниченностью обывателей оказываются устаревшие моральные « болезни» общества, раскрываются острые проблемы современного мира
В романе «Машина времени» Г. Уеллс обращается к проблемы будущего человечества. Автор задается вопросами: что ожидает род человеческий, человека как «вид», в необъятном будущем; к чему приведут следствия современных моральных и социальных недостатков, в которые трагические картины развернутся тенденции современной эксплуатации человека человеком, который угрозу скрывает классовое расслоение общества. Эти вопросы и определяют проблематику произведения
Время действия в романе - девъятсоте тысячелетие нашей эры. Изобретатель « машины времени» осуществляет перелет из настоящего времени к будущему. Ожидая увидеть людей будущего счастливыми и прекрасными, умными и благородными, он находит совсем другое. Люди будущего выродились в две хлипкие ветви древа человеческого рода; они поделились на два вражеских лагеря - елойв и морлокив.
Елой живут на поверхности земли, наслаждаясь ее красотой и развлекаясь играми. Морлоки тяжело работают под землей, лишь бы обеспечивать елойв. Они уже не похожие на людей: беспощадная работа исказила их физический вид, глаза приспособились видеть в темряви, бездушное отношение превратило их в обезьяноподобных существ, которые ночью охотятся на своих хозяев. Однако и елой не выглядят истинными потомками рода человеческого: они превратились на беззащитных и скудоумных существ, которые наивно радуются из жизни, словно дети, и полно зависят от морлокив. Противоречие между теми, кто работает, и теми, кто живет за счет работы других, доказанное к трагическому краю
Г. Уеллс использует оригинальные художественные средства, среди которых - прием « машины времени», что предоставляет возможность пересекать время в прямом и возвратном направлениях, усложняя композицию произведения и моделируя образа будущего. Писатель использует прием фантастики, лишь бы исследовать современные социальные проблемы в их логической завершенности в будущем. Объединяя научные и фантастические идеи, автор создает сатирическую пародию на современное общество. Стремление предостеречь общество от морального и физического упадка человечества является руководящей идеей произведения
Из теории литературы
Научная фантастика - область художественной литературы, которая приобрела широкую популярность в ХХ ст. Произведения научной фантастики отбили старание писателей (К.-А. Потер, Р. Шекли, Р. Д. Бредбери, С. Лемм, А. и Б. Стругацьки и др.) осмыслить общие тенденции развития цивилизации, показать влияние научных достижений на жизнь человека. Основной художественный прием - умственный эксперимент. Жанровые формы: роман-антиутопия, прогностический роман, фантастическая притча, социально-утопический роман та ин.
Сатира - особый образ художественного отображения действительности, который состоит в остром осмеянии негативного
Вызов обществу, брошенный Гриффином
Комментариев нет:
Отправить комментарий