Принято считать, что в романе «Война и мир» у Толстого одна любимая героиня - это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасная и непредвиденная. Прототипом Наташи послужила волшебная Т. А. Берс, что очень нравилась Толстому. Но в ряде героинь романа есть еще одна героиня, которая не менее дорога автору. Это княжна Маръя. Она тоже имеет свой прототип. Прототипом княжны Маръй была иметь Толстого. Писатель не помнил своей матери, в доме даже не сохранились ее портреты, но он создал в своем воображении ее духовный образ. «Я молился ее души», - говорил Толстой. Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Маръю в разряд любимых героинь. Они такие резни - Наташа и княжна Маръя, но обе прекрасные, каждая по-своему - хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Маръя Болконська. Наташа выросшая в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и ласкали, как, впрочем, и всех детей. Но она была общей любимицей в доме, и это наложило отпечаток на ее характер. В романе показанная вся семья Ростовых. Но Наташа отличается и от Петра, и от Веры, и Видсони.
Она очень близкая к брату Николая и очень непохожая на него. Наташа лучше, чем Николай, разбирается в него любви к Соне, и она готовая пожертвовать всем для Сони. Она хорошо понимает и непостоянные настроения брата, и нерасположение к Соне своих родителей, и ее слепую преданность Николаю. Нет ничего совместного в Наташи и со светскими дамами. В романе они показанные как интриганки и сплетницы. Создается такое впечатление, что Наташа не воспитывалась в светской среде. И однако Толстой специально показал дворянку, которая так близкая к простым людям и так противопоставлена всему дворянству. Образ Наташи действительно очень много вобрал у себя народного. Автор любуется этим и подчеркивает это в Наташи. Вспомним сцену охоты, когда дядя удивляется, что эта «графинюшка» так много имеет в себе того неповторимо народного, что роднит ее с простыми людьми. Наташа в любой обстановке становится желательной и своей. В семейном коле, в дворянском салоне она покоряет всех своей свежестью и чистотой. В передний она тоже пробует силу своей невинной привлекательности. «Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла безразлично видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она будто бы подвергла испытанию, или не рассердится, или не надуется на нее кто из них, но ничьих приказов люди так не любили выполнять, как Наташи». Автор показывает Наташу во многих сложных жизненных ситуациях. И из всех их она выходит победительницей. Толстой никогда не осуждает свою героиню, которыми бы неосмотрительными ее поступки не казались. Это можно сказать и о ее взаимоотношениях с Анатолем Курагиним. Наташа захватывается Анатолем не вдруг. На ее частицу обжиги трудные испытания. Казалось, что после змовин князя Андрея с Наташей все идет до благополучного конца. Княжна Маръя любит Наташу и готова убедить отца в том, что брат будет счастлив в браке с ней, в скором времени должен приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и Андрея довольно сложное, да и маты Наташи ощущает в Андрее чужой человека. Наташе жаль утраченного времени, ведь она могла бы любить и быть возлюбленной. В это время, когда ей так нужна поддержка родных и близких, Наташа остается одна. Наташа пришла в восхищение Анатолем, считая, что он честный и благородный. Ее чистая душа не допускает подлости в других людях. Она попала в капкан, ловко замаскированный курагинською компанией. И все же таки Наташа достойно выдержала испытание. Возможно, один только Пеър и понимал до конца всю драматичность того, что происходило с Наташей. Наташа, несмотря на все неприятности, попросту замечательная. Ее энергия, запал, любовь ко всему живому притягивают людей. За это и любит ее Толстой. Но он любит и княжну Маръю, натуру прямо противоположную Наташи. Она существует в другом измерении, чем Наташа. Наташа может быть прекрасной, может быть «совсем глупой», когда плачет, но княжна Маръя «всегда хорошела, когда плакала», Толстой мало описывает ее внешность, потому что это для него неважно. Она прекрасная своей духовной красотой. Она как бы незримо сравнивается с Наташей, но от этого ничуть не проиграет. Светским щеголям Маръя казалась «глупой». Да и сама она считала себя некрасивой, когда смотрела в зеркало. Анатоль Курагин, увидев в первый раз Наташу, отметил красоту ее волос, плеч, глаз. В Маръй не было красоты Наташи. Да и если бы была, заметить ее было бы довольно сложно, ведь Маръя никуда не выезжала, не посещала светские рауты, жила самотницею. В этом частично был виноватый ее отец, старый князь Николай Болконський.
Болконський любил дочь, но замучил ее прицепками. Он постоянно от нее чего-то требовал. Княжна Маръя очень умная, романтическая и религиозная. Она покорно переносит эксцентричное обращение отца и никогда ему не противоречит. И она любит, искренне любит отца. Кажется, что Маръя способна любить всех, все человечество в целом. Ее любовь такая, что все кто рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Маръя странным образом влияет на людей, рядом с ней даже самый законченный эгоист становится добрее и лучше. Княжна Маръя нет на кого не обижается. Она прощает свою компаньонку, хотя и перестает пускать ее к себе, когда справится о ее связи с французским командованием. В то же время, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном ожидании любви и семейного счастья. Ведь в ее самотництви виноватый отец. Не веря у любовь, в искренние чувства между мужчиной и женщиной, в прочность брака, он не позволяет ей выезжать в свет. Отец эгоистически считает, что для продолжения рода довольно одного Николеньки - сына Лизы и Андрея, тем самым обрекая дочь на одинокость. Княжна Маръя очень религиозная, что является предметом постоянных насмешек ее отца. Даже брат довольно скептически относится к ее суждениям на эту тему. Но в романе именно княжна Маръя высказывает главные идеи о войне и миру. Она пишет в письме Жюли, что война - это знак того, что люди забыли Бога. Позднее к этой же мысли придет и Андрей. Но поймет он это только после Аустерлица. Княжна Маръя пророчила Андриеви, что он поймет, что есть «счастье прощать». И он, что пережил войну, увидел счастье и горе, которое представляет законы для России, которая философствует с Кутузовым, позднее осознает, что права была его младшая сестра, над которой он насмехался и называл ее «плаксой». Вспомним эпизод, когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна княжна Маръя верила, что он не погиб. Она постоянно молилась за Андрея, может быть, этим и спасла его. А которую надо иметь мужество, чтобы отправиться в далекий путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались отряды французов, которые мародерствуют. Толстой наделяет свою героиню даром предусмотрения. Это доказывает следующий эпизод. Княжна Маръя снова же в своем письме к Жюли высказывает свои опасения за Пъера. Она предчувствует, что с ним может случиться что-то нехорошее, особенно теперь, когда он богатый. Ее опасения сбываются. Верное и правильное понимание людей помогли ей своевременно оценить сущность Анатоля Курагина. Наташа ошиблась в нем, а княжна Маръя ни. Наташа своевольная - княжна Маръя покорная. Маръя, которое бы не случилось, несет свой крест, а Наташа не умеет страдать. Но она тоже научится этому, позднее, в постели умирающего Андрея. Княжна Маръя и Наташа Ростова - две разные натуры. В них разные жизненные пути, на них судьбу обжиги разные испытания. Но в них одинаковый финал - они счастливые. Наташа, пройдя через все испытания и разочарование, выйдет замуж за Пъера, в них родятся дети. Теперь это зрелая женщина, для которой мужчина, дети и пеленки важнее всего на миру
Княжна Маръя выходит замуж за Николая Ростова. Толстой наделяет этих двух своих героини - Наташу и Маръю - тем, что по его мнению, представляет искреннее счастье всех женщин - семьей. Сровняем, Елен Курагина, где-то от чего-то умершая. Автор даже не интересуется причиной и обстоятельствами ее смерти. Сон - «пустоцвет», она навсегда осталась одинокой. Даже добрая и верная «маленькая княжна» Лиза обречена в романе на трагическую смерть. Счастливые только Наташа и Маръя. Это дает нам полное право считать их любимыми героинями Толстого
Любимые героини Л. Г. Толстого в романе «Война и мир»
Комментариев нет:
Отправить комментарий