вторник, 3 марта 2015 г.

«Герой нашего времени» новый тип романа


В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова «Бела», а потом «Тамань» и «Фаталист». В 1840 году эти три повести вышли как главы романа «Герой нашего времени», а потом свет увидел весь роман целиком. Первоначальное произведение называлось « Один из героев нашего столетия». Издание 1841 года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам, которые утверждали, что Печорин - порочное явления, нетипичное для российского жизни, недостойная пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к «Журналу Печорина» играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую позицию, и дают ключ к разгадки метода познания действительности. Это первый опыт критического толкования своего произведения самым автором. Становление поэтики романа происходило по пути развития трех самых важных художественных начал: пространственной структуры рассказа, психологических мотивирований и преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них указал еще Белинский:


«Роман нельзя читать не в том порядка, в котором расположил его автор». Освоив и выучив художественный опыт европейских и российских писателей, в «Герое нашего времени» Лермонтов разрабатывал практически все ключевые темы, проблемы, образа своей лирики и прозы («Мцири», «Маскарад», «Дума», «Княгиня Лиговська». Подобная композиция позволяет добиться такого восприятия прозы, когда то самое событие читатель видит глазами Печорина и его окружение, которые дает возможность автору, у нарушения романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц. Для достижения этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами:


«Бела» - дорожный очерк и повисть, сначала иронически стилизованная пид романтические повести и поэмы; «Княжна Мери» - сатирический очерк характеров общества, авантюрно-любовная и светская повисть; «Фаталист» - мистический рассказ о фатальном выстреле и зарисовка станичного быта; «Тамань» - дорожный очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и наоборот. В отличие от традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в «Герое нашего времени» циклизация прежде самостоятельных повестей в больше сложное художественное единство состоялась не вокруг рассказчика, а вокруг последовательно, что раскрывается обида, центрального героя (Печорина).


Роман Лермонтова - первый в российской литературе аналитический роман, в центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и умственная жизни. Этот художественный психологизм является продуктом эпохи {реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время героических деятелей прошло, человек хочет запереть в собственном мире и погружается в постоянный самоанализ


Тому литература обращается к внутреннему миру человека. «Герой нашего времени» - абсолютно новый тип романа в российской литературе, которая соединит элементы авантюрно-приключенческого, детективного, психологического, философского романа. В повести «Бела» описанные быт и характеры кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского быта можно оказать в повестях «Бела» и «Максим Максимич». В повести «Княжна Мери» изображаются характеры светского и «водного» общества. Приключенческий жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип российского синтетического романа. Приключенческая литература родилась из анархического бунта против чистого ума. Ее герои - всегда люди незвичайн и интересные, а живут они в странном мире, загадочному и необъяснимому. Именно такой Печорин.


Он ворует одну девушку, обольщает другую, занимается любовью из третьей. Он вмешивается в дела «честных» контрабандистов, обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии. Знает ли российская литература другого героя, который сделал столько «подвигов»? Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не захватываться: он слишком хороший, элегантный и остроумный


Приключенческий опыт Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить наследство романтизма и создать российский роман нового типа. Если Вальтер Скотт переносил центр рассказа в Шотландию, Купер - к Большим озерам, то Лермонтов - на Кавказ (на окраину империи). Он объединил художественные приметы романтизма и реализма в этом главном произведении. Самое место действия было традиционно для российских романтиков. Кавказ вызвал ассоциации с «Кавказским пленником» Пушкина, с «Демоном», с лирикой самого Лермонтова. Таким образом, Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. «Герой нашего времени» - это первый прозаичный социально-психологический и философский роман в нашей литературе. Все в произведение подчинено главной задаче - глубоко и полно показать залог души главного героя, в обиде которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, который вобрал у себя черты целого поколения молодых людей 30-х лет XIX столетие



«Герой нашего времени» новый тип романа

Комментариев нет:

Отправить комментарий