вторник, 10 марта 2015 г.

Художественное осмысление общечеловеческих ценностей в произведениях Л. Костенко

Лина Костенко вошла в украинскую поэзию в шестидесятые года. Но даже на фоне литературы того времени, которая отмечалась лиризмом, гуманизмом, свободолюбием, ее поэтическая муза особенно отличалась. Она мягкая и суровая, глубоко женственная и на чудо мужественная, красиво сентиментальная, но нисколько не плаксивая или пессимистическая. Такая, как о ней сказала самая поэтесса в стихе «Судьба». За нее «надо платить жизням», получая в награду сладкое мучение метко найденного слова: Большие поэты не умеют писать стихов. Клевал их орел в печень и сомнение сны выпасал. Графоману лучше. Графоман решил написать — и написал. Из-под пэра истинного поэта выходят не просто списанные строками листы бумаги, а «смертельные плацдармы одинокой битвы с государствами, со временем, с самым собой». Творчество Лины Костенко подпадает под такую характеристику, Она раздумывает над добром и злом, переосмысливает значение окружающего мира и своего места в нем. Но странная вещь: силуэты этой талантливой поэтессы что их нам представляют ее стихи, есть чрезвычайно разными. Очеловечение природы, наша связь с ней есть одной из самых больших ценностей в жизни человека. В ее поэзиях все приходит в движение, радоваться и сокрушаться, хлопотать и меланхолически раздумывать: «Этот лес живой. У него добрые глаза...», «...Дряхлые пни... летопись тишины пишут в траве...», «Баюкает туча утомленные громы...», «Спят бриллиантовые жуки...», «Голубые ресницы дом пиднима...», «Светит солнце глазом загадочным...», «Окна спят, застеклил мороз им слезы». Подобным свиточуттевим настроением дышат замечательные произведения Лины Костенко, написанные на память о детстве. К нему ведет «тропа, по которой уже только снег идет» («Звенят в ведрах ледяные кружочки...», «Стоит в розах золотая колыбель...», «На конвертики домов лето клеит окошки, как марки...»). Гармония природы, воспетая поэтессой, созвучная гармонии человеческих взаимоотношений, которой она стремилась и к которой звало ее перо. Целая галерея портретов, обрисованных ею, представляет нам красоту женской души, по-настоящему глубокой и благородной. « Лепестки старинного романса» и «Апология рыцарства» разворачивают перед нашим зрением трагедию женщины, которая в будничных хлопотах забывает о своей волшебной жиночисть. Она вянет под гнетом суеты и несвободы, пока не появится тот, кто заметит и возвеличит в ней женщину: ОБ, запойте девушке романс! Женщины устали быть не прекрасными. Несколько другой, смягченный игрой света и тени, силуэт лирической героини возникает перед нами в интимной поэзии Лины Костенко: «Глазами ты сказал мне: люблю...», « Вьюги», «В дне, прожитые печально и просто», «Дворы стоят в вьюге астр...» и прочие. Глубоко женские за звучанием, эти стихи поражают деликатностью, с которой автор раскрывает внутренний залог лирической героини, благородной сдержанностью, которая облагораживает, но не прячет от внимательного глазу бурную внутреннюю борьбу: «Я вас люблю. ОБ, как я вас люблю! ... Но об этом не надо говорить». Поэзия Лины Костенко глубоко философская. ее жизненные ориентиры проступают в стихах «Ищите цензора в себе», « ОБ, не взискуй горького меда славы», « Между прочим», «Еще вчера была я высокая...» Лирическая героиня этих и других поэзий чужая всему суетному, открытая людям, честная с собой и с другими. У них раскрывается внутренняя целостность поэтессы, которая хочет быть такой же гармонической в отношениях с людьми, как и природой. Общечеловеческие ценности — то лишь осознанная внутренняя гармония, в которой хочет жить человек. Органным величием преисполненные те произведения Лины Костенко, в которых звучат христианские мотивы («Путь на Голгофу», «Прежде чем петух запие»). Поэтесса индивидуализирует, приближает к нам во времени и просторные героев библейской легенды. И те мерки, по которым вечность рассудила их, читатель имеет возможность приложить к себе, к своей жизни. Любовь, ненависть, вера, измена, самопожертвование — понятия вечные, на все времена актуальные. И потому так проникновенно говорит на языке этих понятий поэзия Лины Костенко, поэзия добра, поэзия сильного духа, любви, свободы. В своих мягких, казалось бы, сугубо женских поэзиях Лина Костенко отображает ту борьбу за человеческое в человеке, который каждый ведет сам с собой. Эти мотивы можно проследить во всех ее стихах, именно этой теме посвященная ее Муза. От глубокого ощущения природы к пониманию социальных установок — все эти темы в ее творчестве преисполнены гуманизмом и душевным величием человека

.



Художественное осмысление общечеловеческих ценностей в произведениях Л. Костенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий