Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках, характеристиках, и в авторской интонации. В статье о Л. Н. Толстого Н. Г. Чернышевский отмечал характерную особенность тогда еще молодого писателя - «чистоту морального чувства». Люди, события частного и исторического жизни оцениваются на основе выразительного критерия - критерия добра, бескорыстия, душевного ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман «Война и мир» более всего поразил меня достатком персонажей. Но, что удивительно, при этом, все герои Толстого - живые люди. Настолько живые, что будто бы слышишь их голоса, видишь их лица, внедряешься в душе, узнаешь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или пренебрегаешь
Самым волшебным женским типом в романе мне сдался образ Наташи Ростовой, может быть, поэтому, что много мыслей, настроения, учинки этой девушки близкие моим, хотя нас разделяют время и условия жизни
В представлении Толстого высшее призвание и назначения женщины - это материнство. В него романе-эпопеи «Война и мир» идеалом женственности становится Наташа Ростова
Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми пличками, которые выскочили из корсажа от быстрого бега, со своими назад черными кудрями, которые сбились, тоненькими обнаженными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых черевичках, была в том милому возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Наташа выросшая в морально чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, святошества, представление. Непосредственных, полная жизненных сил, которые тонко чувствует красоту, добро и правду, она сразу же привлекает наше внимание. В доме, где она рослая, властвовала обстановка непринужденности, раскованности между родителями и детьми, чувство любви и благосклонности другкдругу.
Из первейшей встречи нам бросается в глаза ее детская наивность, простота, чрезвычайная чувствительность - все то, чем Наташа так отличается от окружающих, что привлекло к нее Денисова, Болконского, Курагина, Пьера.
Вспомним эпизод, в котором перед нами, как на ладони, раскрывается душевное богатство Наташи, поэтичность ее натуры: «Соня! Сон! - послышался снова первый голос - … Нет, ты посмотри, что за месяц!.. Ах, какая привлекательность! Ты наверное сюда, душенька, голубушка, наверное сюда. Ну, видишь? Так вот бы села навпочипки, вот так, подхватила бы себя под колена… и полетела бы. Вот так!» Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее есть «свой ключик»: « В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чуткая и ловкая, что, как бы она не обхватила руками иметь, она всегда умелая это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».
Вспомним ее волнение перед своим первым баллом, ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям. На балле Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и захват, и страх, и отчаяние, - и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге: «Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андриеви… Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и захват, вдруг просветилось счастливой, признательной детской улыбкой».
Я думаю, может быть, именно на этот раз зародилось в Наташе чувство глубокой благодарности к князю, которое перешло в любовь? Сцена бала прекрасно раскрывает странное ощущение счастья, умение жить каждый миг полноценно.
Знакомство Ростовой и Болконского сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей часто бывает в семье Наташи и в скором времени просит ее руки. Но молодых людей ждало испытания: старый Болконский возжелал отложить свадьбу на год. Девушку сильно взволновало эту весть. Она была еще так молодая и не умелый владеть своими чувствами! К тому же князь Андрей едет за границу, и длинное ожидание становится для Наташи мучительным, даже в какой-то степени невыносимым. «Ах, скорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне», - как заклинания звучат ее слова. Так, в отличие от Сони, Наташина душу постоянно развивается, обогащается, переполняется чувствами
Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и вульгарно (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные суки стряхивают на меня мрак и меланхолию»). Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие к народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей упоминает, как Наташа стремилась передать ему «то поэтический^-поэтическое-страстно-поэтическое ощущение», что она подвергла испытанию, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безискусственная красота Наташи проявляется в этом путаном, взволнованном рассказе (сровняем его с альбомным красноречием Бориса): «Это такая привлекательность был этот старый, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», - говорила она, краснея и волнуясь
Крепкая духовная связь Наташи с народом: она в восторге от песен дядюшки, который «пел так, как поет народ», она с удовлетворением танцует. «Наташа сняла из себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в бока, сделала движение плечами и стала… Где, как, когда всосала у себя с того российского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она приемы… Она умелая понять все то, что было и в Анисии, и в отце Анисии, и в тетке, и в матери, и во всяком российском человеке».
Любовь к народу и родины не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подведение отдают им и потом искренне радуется их спасения
Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя вместо. Князь Андрей сваливает на плече этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать круглый год, он забывает, что она очень молодая и неопытная. Поэтому в ее увлечении Курагиним нельзя винить только одну Наташу. Она мучаеться, боится самая себе и не понимает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи с умирающей Болконским, Толстой показывает силу ее любви: «Ока этими, налитыми счастливыми слезами, робко, сострадательно и любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасные».
Смерть Андрея Болконского поразила Наташу к глубины души. Мы уже не слышим ее восхищенного голоса, не видим что смеется, полную радости жизни девушку, не ощущаем неисчерпаемой энергии. Но, как это ни удивительно, для любви Наташу возродила гибель брата Пети. Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы о матери, которая тяжело переживает смерть сына, показали Наташе, что сущность ее жизни в любви: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Может быть, этим и трогает нас героиня, не оставляет равнодушными, что вся она создана для любви, ее натура излучает любовь, как огонь - тепло.
В эпилоге романа автор повествует о замужестве Ростовой. Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье: «Она принимала участие в каждой минуте жизни мужчины». Она носила, родила, кормила самая и воспитывала трех дочерей и сына. Идеал девушки превращается в образец жены и матери. Содержанием ее жизни постоянная любовь к мужчине и детей. И хотя она «поповнила и пожирнела, так что тяжело было узнать в этой сильной матери бывшую тонкую, подвижную Наташу», она как и раньше хорошая, как заботливая маты и любящая жена..
Образ Наташи Ростовой - один из самых волшебных образов, в российской литературе. В нем автор показал россиянку душа, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь и самопожертвование. В наше время встретить Наташу Ростову очень тяжело, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьера, а не семью, забывая о том, что женщина - это прежде всего иметь, жена, охранница семейного костра
Чему красоту обожествляют люди? (на примере образа Наташи Ростовой)
Комментариев нет:
Отправить комментарий