Василий Стус — один из самых больших украинских поэтов нашего столетия. Это светлый образ человека, который стал символом несокрушимости духа, человеческого и национального достоинства. Это самобытный поэт, склонен к философскому углублению поэтического слова и вместе с тем — к синтезу глубинных источников традиционного украинского образотворення и поэтического языка ХХ ст. Поэзия Стуса пришла к нам не так давно и дальше доходит, как свет далекой звезды. Его имя вошло в жизнь нашей страны на мощной волне национального возрождения и государственного утверждения Украины. Это время разрушения идеологических табу, время открытия новых знаний о прошлом и современном Украины, время радостного развевания сине-желтых знамен… Эта незабываемая страница нашей истории освящена именем Василия Стуса.
И время истекает, праздники сменяются буднями, жизнь неумолимо ставит перед нами свои прагматические задачи. Справедливые лозунги от частого повторения рискуют выродиться в фразу. Становится страшно от мысли, что дорога для нас фигура поэта может превратиться на новый официоз, на штамп. Нельзя допустить спекуляций его именем, создание нового культа и нового мифа
Поэт вырастал и формировался в душной атмосфере, где его стремление быть личностью выдавалось подозрительным. Но Стус добывал в борьбе право «самособоюнаповнення» своим творчеством
Лирический герой Стусовой поэзии — человек внутренне свободный, живое, действует, несмотря на обстоятельства, наперекор им. Это дало ему возможность остаться Человеком и Поэтом, превратить лагерную действительность на свой «Парнас».
В разных жизненных ситуациях он остается верным своей судьбе, которую сам избрал:
…на ладонях судеб, между осмотрительных
Пальцев, потекло, словно песок, дождями
Перемытый, моя жизнь
Как я терялся в тех ладонях судеб!
(«Замерцало между двух миров»)
Но он не хотел да и не мог быть «свободным» от всего — от «памяти столетий», от своих обязательств перед родной землей, перед своймнародом.
Стус принадлежит современной поэзии, поэзии ХХ ст. Принадлежит к ее «золотому» фонду, к ее классике, как Пастернак и Тычина, Незвал и Лорка, да и в конце концов зрелый Рильке.
Стус культивирует свой словарь, активизирует определенные словоформы. Ему присущий интонационная неповторимость, смысловое и эмоциональное переосмысления слова, создание собственных «стусивських» неологизмов
И не только новые слова создает Василий Стус. Значительным есть его взнос в развитие украинской поэтики. Он разрабатывает мотивы и направления, которых еще не знала мировая литература
В раннем стихе 1963 г. «Сто лет, как сконала Сечь» с одной стороны возникает проблема связи поэта с судьбой Украины, с другого — проблема собственного життетворення:
… Как взорваться, чтобы горите?
Как проговориться чорнокриллям
Под солнцем божевильно-белым?
Как быть? Как знебуть? Как жить?
Для человека тоталитарного общества даже простое непринятие действующих норм есть активным волевым действием
В. Стус постоянно ощущал себя узником: или находился он на так называемой воле, или за решеткой, но ощущение неволи его никогда не побросало… Показательным может быть мотив 35-го стиха с него «Палимпсестов», где лирический герой обращается к надзирателю:
Я е добро. А ты — труха и тлинь.
А общее у нас — еще узники мы оба,
Дверей оба бока. Ты там, я — здесь.
Нас поризнили ограды, как устав
Структура некоторых стихов из «Палимпсестов» — романсовая; в мировой художественной практике подобное почти не случается, поскольку классический романс по смыслу может быть только любовной песней. В. Стус воспользовался же этой художественной формой для того, чтобы максимально интимизувати чувство отчизны, которое в романсе имеет возможность развиваться единым и неповторимым мелодийнимрухом.
- Учись, сердечко, когда-то
Из нас будут люде,- ты сказала
А я й послушал, и учился, ививчився.
А ты солгала. Которые из нас люде?..
(Т. Шевченко. «Судьба»)
В. Стус воспользовался этим известным мотивом со всеми его чертами или признаками, изменивши лишь концовку на значительно похмуришу, чем у Шевченко: в Кобзаря — призыв идти дальше («Ходим дальше, дальше слава, а слава — заповедь моя»), а у Стуса — полнейшая безысходностей:
…Никем не ставти.
Вокруг решетка, двери, решетка
и ночи тень — такая же клетчатая,
Как судьба — тщетно веселит
Твой божевильно свободный покой
Можно было бы попробовать посудить: а может — это наследование, обычное обучение у корифеев и т.д.? Нет! Василий Стус заимствует в старших лишь внешнее подобие или похожесть, а внутренне дает целиком новое поэтическое качество, которое выдержано в духе постмодернизма. В «эпоху напивсонця — напивтьми», (говоря его словами), В. Стус писал не для всех, а для каждого
Особенности поэтического языка Василия Стуса
Комментариев нет:
Отправить комментарий