Во Время Возрождения, когда распространились идеи гуманистической философии, к нее обратился Данте Алигъери - последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени
На протяжении многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал свое прекрасное творение - поэму "Божественная комедия". Он закончил ее незадолго до смерти. Произведение этот - итог всего его жизнь - дает широкую картину представлений Данте о миру, о действительности и пламенной проповеди дорогих ему идей. "Божественная комедия" - высшее достижение средневековой культуры, которое знаменует собой переход к новой эпохе
Огромная по объему поэма имеет три части - "Пекло", "Чистилище", "Рай" - согласно трех этапов воображаемого путешествия поэта. Она начинается описанием залога человека, который переживает духовный кризис, болезненно ищет путь к истины
На середине пути жизненного
Я оказался где-то в темном лесу...
Поетова любимая Беатриче просит Вергилия вывести Данте на правильный путь:
Мой друг, хотя и счастье с ним не дружит,
Нашел помеху в дебри пустынной
На своим пути и из ужаса отвернулся:
Боюсь, чтобы он так не заблудился
Иди же и твоим пресдобным словом
И всем, что надо для него избавления
Спасай его, чтобы и меня потешится
Вергилий ведет Данте через ад, который начисляет девять кругов. В первом они видят души праведников, поэтов и героев дохристианской старобытности. Христос выводит оттуда ветхозаветных праотцев и пророков - Адама, Авеля, " чистого сына его", Ноя, Моисея, "уставщика и служителя", "седого Авраама", Якова израйля и его детей. Среди них, кто удостоен райского блаженства, упомянуты героини библейских бытовых, героических и лирических сказов - Сарру, Ревекку, Рут, Юдиту. К их обществу после прощания с Данте присоединяется и Беатриче.
Спускаясь ниже и ниже, поэт видит грешников - ростовщиков, жадных, насильников, воров, корыстолюбцев. В адскую бездну сброшенные жестокие тараны, которые в бессильной злобе скрежещут зубами в огневой реке, и папы, которые грешили при жизни. В девятом коле ада - озеро, где в лед навечно вмерзли предатели родных и родины
Пройдя через чистилище, поэт в сопровождении Беатриче отправляется в путешествие райскими сферами. Здесь Данте встречает апостола Петра, Якова, Иоанна. Беатриче, его проводница и наставница, предлагает подвергнуть испытанию его " по легким и трудным вопросам". Демонстрируя эрудицию, Данте показывает осведомленность не только с Библией, а и с "человеческими науками" - физикой, философией. Он, как и другие философы Гуманисты, убежденный, что существуют разные пути к познанию истины, и человек не должен пренебрегать никаким:
Верю в одного предвичного Бога,
Что, сам недвижный, отправляется все небо
Любовью и тугой. На сие я имею,
Не только доводы физические и
Метафизические, но и самую правду,
Которая из отсього места полилась
Через Моисея, псалмы и пророков,
И Евангелие, и через вас,
Что духом божеским огрити, написали
На страницах поэмы имена Христа, праведников и святых встречаются рядом с именами Горация, Сенеки, Ювенала, персонажами греческой и римской мифологии. Это характерное для гуманизма объединения "Христа с Цицероном" свидетельствует, что Данте не присущий фанатизм, замкнутость, ограниченность, что он черпает богатства из всей казны духовной культуры
Рай, за представлением христиан, - место, где властвует справедливость и вечное блаженство. Они верят, что рай создан лишь для них. Но Данте понимает, что праведники были и к Христу, существуют и вне него религией, и он помещает к раю всех, кто заслуживает на вознаграждение, возбуждаясь тем самым канонические представления
Прежде чем подняться в небо, Беатриче дает Данте возможность в последний раз глянуть на грешную землю, где властвует зло, рожденное алчностью, под которой поэт понимает власть материальных интересов. И Данте убежденный, что мир идет не к гибели, а к розвою, который за зимой настанет весна, которая за цветком вызреет плод, что добро победит
Как видим, вся поэма, и особенно часть "Пекло", пронизанная духом пылкой политической борьбы, рожденной новой эпохой. С самым большим презрением изображает поэт нерешительных, но желающих в жизни бороться на чьем-то боку. Эти души бросаются гурьбой в передпокий ада, не допущенные нет в рай, ни в ад, поскольку рядом с ними грешники могли бы возгордиться. "Они не страже слов: взгляни - и мимо!" - говорит о Нихвергилий.
Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, обычае, события общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира
Остро выраженные в усий поэме симпатии и антипатии автора. Для императора Генриха заготовленный трон в рае, в аду ждут заклятого политического врага Данте - папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви
Поиск смысла бытия за "Божественной комедией" Данте
Комментариев нет:
Отправить комментарий