вторник, 17 марта 2015 г.

I счастье всiх придет по нашим аж кiстках (за произведением Iвана Франко «Каменярi»)


Iван Франко - новатор в галицькiй лiтературi. Не тiльки в формi, лiтературнiй манерi, а и в своему ставленнi к фактiв жизнь, якi вiн изображает


Его цiкавлять соцiальнi и економiчнi стороны сiльського жизнь, гнiт, страдание i всякая несправедливость. Наскрiзь гуманный, человечный, Франко вiддае свое сердце i всi свои симпатiй тем, кто «в потi лба» извлекает хлiб не тiльки собi, но и iншим, тем, что самi не работают… Вместе с вiрою в человека в Франковiй душi живое вiра в свiтле будущее нашей землi. Оно придет, та новая жизнь, придет в свiт новое добро, надо тiльки разбить твердую скалу неправды i пробиться к свiтла, хотя бы и пришлось укрыть кiстками путь к новому жизни. Эта праздника вiра звучит в Франковому вiршi «Каменярi». Iвана Франко мы называем Каменщиком за него завзятiсть в боротьбi с недостатками на пути к прогрессу, ´енiем - за всеосяжнiсть охват жизни, разнообразие поставленных проблем i мыслей, нашим нацiональ им пророком, потому что вiн звершував наилучший подвиг - вiв свiй народ к счастливой долi. Титаном працi мы величаем Франко. И справжнiм гiмном колективнiй працi, что прокладывает дорогую в новый свiт, есть твiр «Каменярi». Образ каменярiв, «в одну общину скованных», вооруженных трудными залiзни мы молотами, пiд ударами которых двинется скала старика душного свiту, вырастает к обобщенному показу революцiонерiв, борцiв за новую жизнь, за добро i счастье. «Каменярi» - твiр огромной поэтической силы i впечатляющей майстерностi. Первая строфа дает зрительное представление о величии картины: на «безмiрнiй и пустiй i дикiй площинi», прикованный цепью к высоченной гранiтной скелi, стоит каменщик. «А далi тисячi таких же, как я», - говорит поэт, - i изображает их:


У каждого лоб жизни i жаль порыли,


I в оцi каждого горит любовi жар,


I руки у каждого ланцi, будто гадь, обвили,


I плечi каждого наземь сия склонили,


Потому что давит всiх одно страшное какой-либо бремя


Образ каменярiв, который с чрезвычайной силой втiлюе красоту i величие коллективной працi, не потерял своего iдейного и художественного значения i для нас. Как каменярi падают на пути к новому жизни, знесиленi, так i iншi, что заступают на их мiсце, идут, не сбавляя шага, потому что свiтить им яснiсть iдеалу:


I всi мы вiрили, что своими руками


Розiбъемо скалу, раздробим гранiт,


Что кровью собственной i собственными кiстками


Твердый построим гостинец i за нами


Придет новая жизнь, добро новое у свiт.


Вся жизнь i дiяльнiсть Iвана Франко были неутомимым разрушением скелi капiталiстичних вiдносин i строительством дороги к счастливому будущему рiдного народу-трудiвника. Чтобы пришло на землю сподiване счастье, надо большой працi. Счастье не дается даром. Надо забыть свои выгоды, свои дрiбнi iнтереси, надо закалить в собi волю - сделать руки свои сильными, главу свiтлою, сердце горячим…


I взагалi, был нам Каменщик спiвцем вiдради, вiри, надiй, закаливал своим мiцним словом духовнiсть поколiння.


Символiка вiрша Iвана Франко «Каменярi»


Височить на Личакiвському кладовищi в Львовi на могилi Iвана Франко памятник: могутнiй каменщик разбивает молотом гранiтну скалу. Так фигура писателя символiчно слилась с образами созданных им будiвникiв нового суспiльства, которых вiн возвеличил в вiршi «Каменярi» (1878). Этот вiрш нельзя читать без волнения: романтизм его захватывает i пiдносить, вызывает глубокое уважение к тем, кто провозглашает свою цель:


…своими руками


Розiбъемо скалу, раздробим гранiт,


Что кровью собственной i собственными кiстками


Твердый построим гостинец i за нами


Придет новая жизнь, добро новое у свiт.


И чтобы пришло это «новая жизнь», надо повнiстю разрушить старое, которое с рядкiв вiрша возникает перед нами в образi высоченной гранiтной скелi, каменного лба. I тiльки «кровавый труд» каменярiв способен уничтожить, разбить этот лоб, чтобы «в тисячнi бока разбрызгались штуки и вiдривки скалы». Франко изображает фiзичнi страдание, якi сопровождают работу каменярiв, чтобы «пядь за пъядею» прокладывать дорогую в свiтле будущее:


Хоть не одного там калiчили тi скалы,


Мы далi шли, нiщо не спинювало нас


Каменярi не ждут нашего спiвчуття за них страдание, i я это зримо вiдчула, прочитавши:


I любой из нас то знал, что славы нам не будет


Нi памъятi у людей за сей кровавый труд


Но в этом менi не хочется с ними соглашаться, потому что признательная человеческая память возвеличила их подвиг ради нащадкiв. Этот подвиг каменярi здiйснювали, страдая вiд фiзичних i моральных потерь, когда приходилось порывать с прошлым:


…i у нас не раз душа болiла,


I сердце рвалось, i грудь жаль сжимал…


I хоть за ними « слезы льют малi, жiнки i дiти», но каменярi свiдомо идут избранным путем, потому что перед ними - свiтла цель: «i счастье всiх придет».


Прочитавши вiрш впервые менi сдалось, что вiн перегруженный картинами изнурительной працi i фiзичних мучений будiвникiв дороги. И потiм я зрозумiла: в такой спосiб поэт символiчно указал на ту страшную цiну, которой добывается счастье, особенно, когда это счастье спiввiтчизникiв.


А за него можно «кровью собственной i собственными кiстками» добывать в борьбе новую жизнь, в котором «счастье всiх придет по нашим аж кiстках».


Iван Франко вiрить в это i убеждает нас, читачiв настоящее, что его каменярi, «не герои… i не богатирi», жили i добывали в борьбе будущего iз искренней вiрою в то, что их общественное назначение - «скалу сесю розбить» ради вiдродження рiдной землi.


Я уверенная, что «Каменярi» нiкого не оставят равнодушным, потому что вiрш этот (выражаясь символiкою языки Франко) написанный i пронизанный кровью i потом борцiв-патрiотiв, каменярiв нашего современного суспiльства.


I сьогоднi, когда наша Украина вiдзначила десятилiтнiй ювiлей провозглашение своей незалежностi, их образа возникают перед нами с новой силой, вызывая глубокое уважение i вдячнiсть.



I счастье всiх придет по нашим аж кiстках (за произведением Iвана Франко «Каменярi»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий