Впервые роман “Преступление i наказание” увидел свiт 1886 года. Это роман о современной Росiю, которая пережила эпоху глубочайших соцiальних сдвигов и моральных струсiв, эпоху “разлада”, роман о современного героя, который ввiбрав у себя усi страдание, болi и раны времени
“Ввечерi жаркого июльского дня, незадолго до заката солнца, выходит колишнiй студент Родiон Раскольников”. Так начинался роман Достоевского. Iз этого момента без вiдпочинку, в палкiй ненавистi, мареннi - суетится улицами Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в бруднi кабаки герой Достоевского
С первых сторiнок романа мы дiзнаемося о том, что Раскольников прельстился на некоторое дiло, которое является новым шагом, новым собственным словом, мiсяць поэтому у него родилась мрiя, к здiйснення которой вiн близкий сейчас.
А мiсяць поэтому, почти умирая вiд голода, вiн вынужденный был заложить у старой ростовщицы перстень - подарок сестры. Большую ненависть и вiдразу вiдчувае вiн к капризной и нiкчемной старой, которая высасывает кровь с бiдних, получает богатство за счет чужого горя, злиднiв и порока. “Странная мысль просыпалась в него головi, как из яйца цыпленок”. Вдруг услышанный в трактирi разговор студента с офiцером о ней же, “глупой, беззмiстовной, нiкчемной, злой, больной старой, нiкому не потрiбной i, напротив, усiм шкiдливой”. Она живое “самая не знавая для чего”, а молодi свiжi силы исчезают “ без всякой пiдтримки”, “i это тысячами, i это всюду”.
Пiвроку поэтому Раскольников написал статью “ О преступлении”, где изложил свою теорiю психологiчного залога злочинцiв в течение всего преступления. Вiн доказывал, что этот залог бiльш похожий на болезнь - помрачение ума, разлад волi, випадковiсть и нелогiчнiсть вчинкiв.
Мы почти нiчого не знаем о том продолжительном процессе, о той большой работе мысли, в результатi которой розвинулася в свiдомостi Раскольникова его iдея, лишь пiсля убийства раскрывается iдея Раскольникова - во всiй величi и во всiй жахливостi.
В ужасном грязному трактирi, где пьяный шум, вопль и регiт заполняют повiтря, слушает Раскольников жартiвливу и трагiчну розповiдь Мармеладова о сiмнадцятилiтню дочь Соню, ее подвиг, ее жертву, о спасении ею семьи. Но человек ко всему привыкает. Так i Мармеладов.
Негiдна и человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нi, не негiдник лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Нiяких преград нет для необыкновенной,”непослушной” человека
“Еще один удар, ступiнь к бунту - письмо матерi о Дунечку, сестре, которая “выходит на Голгофу”, Дунечку, которая моральную свободу не вiддасть за комфорт, ради собственной выгоды
Где же вихiд? Хiба возможно обiйтися без жертв, или потрiбнi они? Письмо матерi. Теперь одними раздумьями не поможешь, надо что-то сделать сейчас i быстро. Надо на что-то рiшитися, хотя на что-нибудь… “Или вiдмовитися вiд жизнь зовсiм! - крикнул вiн вдруг в запалi, - послушно принять судьбу такой, какой она есть, раз i навсегда, i удушить в собi все, вiдмовившись вiд усiлякого права дiяти, жить i любить!” Но Раскольников хочет “дiяти, жить i любить”.
Зустрiч Раскольникова с пьяной обесчещенной дiвчинкою на Кiнногвардейському бульварi тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихiйних законiв, жестокой и непреодолимой необхiдностi, заспокiй ливо оправданной теми, кто смирился: “Говорят, что так i потрiбно. Такой вiдсоток, говорят, должен умирать каждый год… куда-то… к черту, так должно быть, чтобы iнших освiжати i им не мешать”. I Сонечка, i Дунечка уже попали в этот “вiдсоток”.
Убийство старой потрiбно Раскольникову для перевiрки своей здатностi на преступление, а не для перевiрки iдей, которая как вiн мiркував, неопровержимая. Вирiшивши уже выдать себя, вiн говорит сестрi: “Нiколи, нiколи я не был сильнiше уверенный, нiж теперь!” I нарештi на каторзi, на свободi, пiддае свою “iдею” беспощадному моральному аналiзу, вiн не в силi вiд ее вiдмовитися: iдея неопровержимая, совiсть его спокiйна. Свiдомих, логiчних возражений своей iдей Раскольников не увидел к кiнця. Вiн соединяет объективнi особливостi современного свiту, уверенный в неможли востi что-то змiнити: “Нескiнченнiсть человеческого страдания и роздiленiсть свiту на пригнiчених и на те, кто пригнiчуе, володарiв и пiдлеглих, или, по Раскольникову на “пророкiв” и “тварей дрожащих”.
Сознание своей вины - это для Раскольникова признание собственной неспроможностi и мiзерностi. Но iдея незыблемая. Однако Достоевский считает, что побеждает человечный Раскольников, а iдея жорстокостi терпит поражение
Не считаясь с тяжелую тьму, изображенную Достоевским в романi “Преступление и карая” картину человеческого бытия, мы видим просвiт в темрявi, мы вiримо в моральную силу, мужнiсть i рiшучiсть героя Достоевского найти путь и средства iстинного служiння людям - ведь вiн остался человеком i гражданином
Бунт Родiона Раскольникова за романом Федора Достоевского “Преступление i наказание”
Комментариев нет:
Отправить комментарий