Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гайне связана с него борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа
Творческое наследство Гайне пронизанная гуманистическими идеалами свободы людской личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гайне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара
Но творческая личность Гайне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялось романтическое направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гайне с увлечением слушал блестящие по форме и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихи, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. Возбуждаясь идейно-эстетичные законы немецкой романтической школы выдавать желательное чем действительность, Гайне высказал в статьи мысль о том, что Германия свободная и «...ни один поп не может заточить в тюрьму немецкие умы; ни один благородный дворянчик не имеет бильше права кнутом гнать на барщину немецкие тела, и потому немецкая муза также должны стать свободной, цветущей, простою, честной немецкой девушкой, а не млиючою монахиней чи напыщенной рыцарской дивой».
А у своему поэтическому творчеству Генрих Гайне пошел значительно дальше за немецких романтиков. Самыми существенный произведениями двадцатых лет, которые поставили Гайне в передовые лавы тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Дорожные картины».
Сборник «Книга песен» заняла важное место не только в творческом наследстве Генриха Гайне, а и играла важную роль в развитии всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гайне проложил своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра
«Книга песен» представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой — темой любви. Но величие Гайне-Поэта заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборники он сумел отбить действительные черты своего современника — молодого человека десятых- двадцатых лет XIX столетие, которая оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гайне: а его любимая усматривала в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальный звучание. История любви в произведениях Гайне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стих «Лирическое интермеццо».
Гайне понимал, что его страдания — это разновески общественная болезнь, виснажуюча многих людей Германии, придавленных своим политическим бесправием, и, обращаясь к своей возлюбленной, говорил:
Я поэт немецкий,
Известный в немецкой стране,
Где вспомнят в лучших людях,
Там вспомнят и обо мнет
А что со мной, малютка,-
То в многих немецкихлюдей.
Где вспомнят в худших напастях,
Там вспомнят и омоей.
Стихи, которые вошли в «Книгу песен», создавались на протяжении около десяти лет. Они являются наглядным примером развития мировоззрения и усовершенствование художественного мастерства Гайне. Все острее и глубже звучат в него произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора меняются и черты лирического героя. Он живет в реальном миру, но чувство его овеяны светлым и радиснимколоритом.
Автор будто убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что за любых социальных условий человек хочет счастья. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая грусть неразделенного любви не имеет ничего общего с болезненной тоской раннихвиршив.
Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическая, потусторонняя любовь, а утверждает идеал земного любви в усий его жизненной красоте:
Дорогая, что же это:
Не пустой ли призрак ты,
Что возник в мозгу поэта
В пору летней духоты?
Нет! Такой улыбки чистой,
Глаз, такой струящих свет,
Красоты такой лучистой
Не придумаетпоэт.
Недаром стихи этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всесвитньовидомими романсами
Дальнейшее творчество художника опирается на метод иронии, присущий большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и будничности
Гайне же обращается к иронии, чтобы, наоборот, развеять бесплодные романтические иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью
Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в дальнейшем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых лет основным жанром творчества Генриха Гайне становится публицистика. И только могущественный революционный толчок лет сороковых, который требовал от литераторов агитационных функций, возвратил Генриха Гайне к лирике, с которой он больше не порывал к последним дням своей жизни
Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свое отражение в сборнике стихов «Романсеро». Лирический герой этого сборника высказывает уныние в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцив:
Гей! Вот смерти бесполезно
В панцирь прятаться железный;
Весь в крови падетгерой.
Одолеет добрых злой.
Но конфликт лирического героя с реальностью в самый раз и заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но в гиього сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции
Забытый часовой в войне свободы,
Я тридцать лет свой пост не покидал,
Победы я не ждал, сражаясь годы;
Что не возвращусь, не уцелею — знал.
Где же смена? Кровь течет, слабеет тело...
Один упал,- другие подходи!
Но я не побежден: оружье цело,
Лишь сердце порвалося в моей грудь
Вот таким и возникает передо мною лирический герой произведений Генриха Гайне. А художник, который создал всесвитньовидоми шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воссоздать тончайшие оттенки настроений людской души, живое и будет жить в возрастах. Ведь взлет людской мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и состоит бессмертие
Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гайне
Комментариев нет:
Отправить комментарий