суббота, 14 марта 2015 г.

Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гайне

Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гайне связана с него борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа


Творческое наследство Гайне пронизанная гуманистическими идеалами свободы людской личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гайне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара


Но творческая личность Гайне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялось романтическое направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гайне с увлечением слушал блестящие по форме и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма. Но не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихи, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. Возбуждаясь идейно-эстетичные законы немецкой романтической школы выдавать желательное чем действительность, Гайне высказал в статьи мысль о том, что Германия свободная и «...ни один поп не может заточить в тюрьму немецкие умы; ни один благородный дворянчик не имеет бильше права кнутом гнать на барщину немецкие тела, и потому немецкая муза также должны стать свободной, цветущей, простою, честной немецкой девушкой, а не млиючою монахиней чи напыщенной рыцарской дивой».


А у своему поэтическому творчеству Генрих Гайне пошел значительно дальше за немецких романтиков. Самыми существенный произведениями двадцатых лет, которые поставили Гайне в передовые лавы тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Дорожные картины».


Сборник «Книга песен» заняла важное место не только в творческом наследстве Генриха Гайне, а и играла важную роль в развитии всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гайне проложил своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра


«Книга песен» представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой — темой любви. Но величие Гайне-Поэта заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборники он сумел отбить действительные черты своего современника — молодого человека десятых- двадцатых лет XIX столетие, которая оппозиционно относится к действительности. На это повлияла и личная драма Гайне: а его любимая усматривала в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальный звучание. История любви в произведениях Гайне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стих «Лирическое интермеццо».


Гайне понимал, что его страдания — это разновески общественная болезнь, виснажуюча многих людей Германии, придавленных своим политическим бесправием, и, обращаясь к своей возлюбленной, говорил:


Я поэт немецкий,


Известный в немецкой стране,


Где вспомнят в лучших людях,


Там вспомнят и обо мнет


А что со мной, малютка,-


То в многих немецкихлюдей.


Где вспомнят в худших напастях,


Там вспомнят и омоей.


Стихи, которые вошли в «Книгу песен», создавались на протяжении около десяти лет. Они являются наглядным примером развития мировоззрения и усовершенствование художественного мастерства Гайне. Все острее и глубже звучат в него произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора меняются и черты лирического героя. Он живет в реальном миру, но чувство его овеяны светлым и радиснимколоритом.


Автор будто убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что за любых социальных условий человек хочет счастья. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая грусть неразделенного любви не имеет ничего общего с болезненной тоской раннихвиршив.


Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическая, потусторонняя любовь, а утверждает идеал земного любви в усий его жизненной красоте:


Дорогая, что же это:


Не пустой ли призрак ты,


Что возник в мозгу поэта


В пору летней духоты?


Нет! Такой улыбки чистой,


Глаз, такой струящих свет,


Красоты такой лучистой


Не придумаетпоэт.


Недаром стихи этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всесвитньовидомими романсами


Дальнейшее творчество художника опирается на метод иронии, присущий большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и будничности


Гайне же обращается к иронии, чтобы, наоборот, развеять бесплодные романтические иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью


Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в дальнейшем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых лет основным жанром творчества Генриха Гайне становится публицистика. И только могущественный революционный толчок лет сороковых, который требовал от литераторов агитационных функций, возвратил Генриха Гайне к лирике, с которой он больше не порывал к последним дням своей жизни


Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свое отражение в сборнике стихов «Романсеро». Лирический герой этого сборника высказывает уныние в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцив:


Гей! Вот смерти бесполезно


В панцирь прятаться железный;


Весь в крови падетгерой.


Одолеет добрых злой.


Но конфликт лирического героя с реальностью в самый раз и заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но в гиього сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции


Забытый часовой в войне свободы,


Я тридцать лет свой пост не покидал,


Победы я не ждал, сражаясь годы;


Что не возвращусь, не уцелею — знал.


Где же смена? Кровь течет, слабеет тело...


Один упал,- другие подходи!


Но я не побежден: оружье цело,


Лишь сердце порвалося в моей грудь


Вот таким и возникает передо мною лирический герой произведений Генриха Гайне. А художник, который создал всесвитньовидоми шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воссоздать тончайшие оттенки настроений людской души, живое и будет жить в возрастах. Ведь взлет людской мысли не имеет границ. Вот в этом, по моему мнению, и состоит бессмертие



Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гайне

Комментариев нет:

Отправить комментарий