Григорий Савич Сковорода - оригинальный мыслитель и писатель, выразитель идей гуманизма и крестьянского просвещения
Родился 3 декабря 1722 года в с. Чорнухах Лубенського полка на Полтавщине, в семье малоземельного казака. В 1734 - 1753 годах с переривами учился в Киево-Могилянсткий академии
В 1750 году излагал поэтику в Переяславской гимназии, некоторое время работало и домашним учителем в помещика С. Томари в с. Ковраях. Здесь написал свои первые стихи
Последние 25 лет жизни провел в странствованиях по Слобожанський Украине. Именно в настоящее время были написанные его философские произведения ( трактаты, диалоги, притчи). Художественное наследство Сковороды составляется из стихов собранных в книге “Сад божественных песен” и сборники басен “Басня харьковская”.
Умер 9 ноября 1794 г. в с. Ивановне на Харьковщине
Сад божественнихписень.
Лирический герой сборники-весь в поисках правды, добрая, счастье. Он как и автор большой народолюбець, гуманист, зовет к единению человека с природой. Открывая перед читателем свою благородную, чувствительную душу, лирический герой выливает кручину, тревогу, раздумья. Его мучат скука проклятая и надоедливая печаль. Во многих произведениях автор любуется красотой родной природы, духовно обогащается ее чарами. Красоту природы автор освещает в стихах “В огород не пойду богатый - в полях я буду жить” и багатьохинших.
Среди поэзий сборники случаются панегирики (”Идет, хочет нас оставить”, “На день рождения Василия Томари”), но от панегирических стихов предшественников Сковороды они отличаются чистотой и искренностью чувств, простотой образов
Сковорода на каждом шаге видел закрепощенный люд и страстно алкал для него воли - свои раздумья по поводу этого высказал в песни “De liberate” (” О свободе”). В ней воспевает волю как самое большое богатство. Золото, сопоставимое с волей - ничто - болото. Самая большая забота лирического героя о том, чтобы не избавиться воли. Поэтому автор и славит Богдана Хмельницкого, называет его героем, отцом вольности. В своих произведениях поэт-любомудр отбил надежду народа по будущие времена, когда земля станет “царством любви.. без вражды и распрей”.
Басни
Григорий Сковорода - не только талантливый поэт-лирик, а и выдающийся баснописец. Сковорода предоставлял басне жанровой самостоятельности он создал свыше 30 прозаических басен. Воссоздать истину и высказать критическое отношение к общественным явлениям - такая задача и назначения басни, по мнению Сковороды. Поэтому его басни остро сатирические, например “Олениця и кабан”.
Умственную ограниченность висмияно в басне “Жаворонки”. Молодой жаворонок воспринял за орла черепаху, когда и с большим шумом и громыханием ввалившаяся на камень. По поводу такой нерассудительности старый жаворонок делает замечание “Не тот орел, что лета, а тот, что легко садится”.
Чванство и самодурство панство осуждено в басне “Глава и туловище”; в которой напыщенное туловище в роскошной франтовий одежды важничает перед главой - непритязательной, способной обойтись малым, и сообразительной. Простота и ум противопоставлены спесивости и глухости.
Басня “Чиж и Щелчок” учит скромности и свободолюбия. Чиж, который попал в неволю, потому что прельстили его сладкое продовольствие и хорошая клетка, теперь понял, что лучше уже “сухарь с водой, чем сахар с бедой”.
Идею “сродной” работы развил Сковорода в басне “Пчела и Шершень” вместе с тем басня является противопоставлением трудящихся и бездельников
Шершни - паразиты “что живут кражей чужой”. Пчела - это мудрый человек “что в своему сродному деле работает”. Шершни - это те люди, которые смотрят на науку, как на средство собственного обогащения, которые не хотят быть полезными человечеству
Главный источник басен Сковороды - украинская народная сказка. Особенность басен Сковороды: мораль, которую он называет силой, бывает в несколько раз большей, чем основная часть басни
Притчи
Г. Сковорода является также автором ряда притч-сказов аллегорически- поучительного характера. Притча по жанру породнения является басней, потому что она равно как басня имеет сюжет, диалог, мораль. В притчах Сковорода высказывал свои философские, эстетичные и педагогические взгляды. Например, в притче “Признательный Еродий” речь идет о большой роли естественных наклонов человека в деле воспитания и обучение
Притча “Убогий Жаворонок” учит судить о человеке не за лицом, а за умом и сердцем. Острие произведения направлено против зажерливости господ, их паразитического существования. Жить надо честно, стерегись : “потреблять чужое добро”, - советует Сковорода. - Что не положил - то не тронь. Писатель призывает к гуманности: “Пусть болит тебя горе ближнего”.
Сквозя мыслью в будущее, Сковорода задумывался, которой будет человек грядущего общества. Ему мечталось, что человек будет в будущему совершенной - умной, доброй, порядочной, справедливой, тогда возникало вопроса: как же достичь такого совершенства?
Распространением знаний прежде всего. В философских письмах и работах Сковорода утверждал культ ума. Также его произведения помогают нам постичь пути их достижение, без которого наша жизнь не имеет никакого смысла. Одним из свидетельств глубины произведений Сковороды есть их афористичнисть. Не одна крылатая фраза пошла странствовать по миру с него писаний:
- нет о чем не беспокоиться - значит не жить, а быть мертвым;
- любовь возникает из любви, когда я хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю;
- не все то яд, которое неприятное на вкус;
- из всех потерь - потеря времени - наиболее плохая;
- один - в богатстве бедный, а другой в бедности богатый
Григорий Сковорода изменил основы многих наук в Украине. Его просветительская деятельность содействовала открытию первого ( в Харькове) на Украине университета. В своих произведениях, которые будто подытожили наивысшие достижения давней украинской литературы, Сковорода воспевал красоту природы Украины, ее трудолюбивых людей, их стремление к воле и счастья, высмеял господствующую верхушку за ее паразитизм и издевательство из народа, провозгласил человека и его волю - наивысшей ценностью. Сковорода развил идею гуманизма, внес в нашу литературу новые темы и образа. Его сатира подготовила грунт для появления политической сатиры Шевченко. Сковорода - первый из украинских писателей по-новому отнесся к народному творчеству, разорвав цепь запретов, который сковывал художников. Народная мудрость стала основой в трактовании писателем-философом многих процессов общественного жизни
“Наследство Сковороды - справедливо заметил литературовед Иван Полей щук, - является свидетельством той истины, которые в тяжелые времена исторических раздорожий украинский народ носил в себе неугасимую жажду волелюбства, которая вселилась в поэзии и раздумьях больших мыслителей. Наследство Сковороды является добрым достоянием украинской национальной и мировой культуры”.
Пророчески предусматривая будущее, а в нем судьбу своего народа, большой писатель и философ - писал:”Мы создадим мир лучший. В будущей Украине вижу все новое: новых людей, новое творение и новую славу”. Возможно, мы украинке ХХи столетие, есть теми людьми, которые создают нашу новую славу, нашей обновленной земли, на этой земле всегда будет жить в сердцах признательных правнуков легендарный любомудр, наша гордость и слава - Григорий Сковорода
Григорiй Сковорода. Тематическая рiзноманiтнiсть творiв
Комментариев нет:
Отправить комментарий