Среди российских поэтов особое место занимает С. О. Есенин. Его ранние стихи преисполнены звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, слышится «белый перезвон» берез, видзвонюють вербы, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенчики, слышать «дремную песню» рыбаков, шумят камыши, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Вокруг — мягкая зелень полей, красный свет звезды, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым. В него героине «красной рюшкою по белу сарафан на подоле», синие или украшенные шитье платки, а герой — в белой свитке и красному куличу. Полыхают звезды, рощи кроются синей тьмой, впрочем, тьма может быть и красной, на воде — желтые поводы месяца. Синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое брызжет и переливается в стихах поэта. Сельская жизнь возникает в светлом и радостному ореоли, с ним связывают наилучшие чувства и верования поэта. Сельский дом, родные приокськи пространства изображенные почти со сказочной живописностью. Любуясь особенностями сельского жизни, картинами природы, Есенин хочет не только донести свою радость от их видения, а и передать читателю собственное ощущение полноты и красоты жизни
Однако за живописностью, которая бросается ввичи, и багатозвучнистю в него стихах всегда ощущается что-то грустное и печальное. За мироощущением радостного принятия земного бытия едва просматривает, едва виднеется, но обязательно есть какая-то тайна — тайна недолговечности, скинченности человеческого жизни, хрупкости человеческого счастья. В, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, заостряет восприятие красоты жизни, наивысшей, непереходной ценности человеческого счастья. Мечты о человеческом счастье, боли от него отдаленности, недосягаемости, непостижимости и хрупкости, сочувствие к человеку — это коренные свойства поэзии Есенина, которые возникли в него ранних стихах, были развитые и пронесенные через все творчество
и еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина — полное единство с народной жизнью. Есенину не было потребности искать пути к народу, специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении и обстоятельствах жизни самого поэта. Родная земля дала ему больше — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, искренними представлениями о добре и зле, о правде и несправедливости, о счастье и несчастье. Ему не надо было искать путей к душе народа — он сам по правую ощущал себя одним из ее носителей. Она сызмала жила в нем, была всотана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал из детства и которые были главным источником его творчества. Он владел этим неоценимым богатствам свободно и непринужденно. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, печальной и раздольной, которая ввибрала у себя все многообразие чувств и переживаний народа
Факел есенинського жизнь отгорел рано. Но пламя его творчества светило и светит многим поколениям читателей. Читая Есенина, я открыла для себя поэта, который имел идеальный слух и внес в симфонию народного жизни свою собственную мелодию и свои ритмы, я открыла человека, который ощущал самая и прекрасно понимала и ценила самые важные людские чувства
Гуманизм поэзии С. О. Есенина
Комментариев нет:
Отправить комментарий