воскресенье, 1 марта 2015 г.

Символические образа в рассказе О. и. Куприна «Гранатовый браслет»


Писатель Александр Иванович Куприн был человеком странной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присущий огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все подвергнуть испытанию самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свои жизненные опыты заставить служить своему творчеству. Автор замечательных повестей Куприн был признанным мастером короткого рассказа. У них данная широкая, разная картина российского жизни конца XIX - начала XX столетие. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливые. Мечта о счастье, о прекрасной любви - эти темы вечные в творчестве писателей, поетив, художников, композиторов. Не обошел их и Куприн. С присущий ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии своих героев, он писал о любви. Наверное, самой поэтической вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о неразделенной большой любви, любви «которое повторяется только один раз в тысячу лет».


В этом рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которые строится фундамент рассказа и которые воплощают в себе все идейное содержание рассказа. « В середине августа, перед рождением новолуния, вдруг наступили отвратительные погоды, которые так присущий северному побережью Черного моря» - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «новолунием» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шейну, жену проводника дворянства, а под погодой - все ее жизнь, то выходит серая, но целиком реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно сменила. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, которых не было даже в июле». Это изменение и есть то самое приподнятая и фатальная любовь, о которой речь идет в рассказе. Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно-спокойную, холодную красуню. Вера Николаевна, благородная, странная женщина, символизирует человека, достойный настоящей, «святой» любви. Немалую роль отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному старцу» - генералу Аносову. Именно ему должны быть задачу заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Соображение генерала о любви содействуют поэтому, что его внучка смогла из разных сторон посмотреть на своя собственная жизнь с Василием Львовичем


Генералу Принадлежат пророческие слова о том, что, может быть, ее жизненный путь пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способные мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, что имеет огромное значение в этом рассказе вывод: в природе искренняя, святая любовь вконец редкая и доступная только некоторым и только достойным ее людям. За всю свою жизнь сам Аносов не встретил никакого подобного приклада, но он продолжает верить в приподнятую любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне. Причиной быстрой развязки любовной истории, которая длилась больше восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой виднеется каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценный Желткову тем, что его носила его « покойна иметь», кроме того, древний браслет имеет свою историю: по семейному пересказу он имеет свойство сообщать дар предусмотрения его женщинам, которые носят, и охраняет от насильнической смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно пророчит, что этот человек убьет себя. Куприн сравнивает пять камней браслета с «пятью красными, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!». Любовь, которая символизирует браслет, не подчиняется никаким земным законам и правилам


Она может идти вопреки всем основаниям общества: Желтков - всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он как и раньше любит ее, осознавая только то, что ничто, даже смерть, не сможет погасить его прекрасное чувство: «Ваш к смерти и после смерти покорный слуга». К сожалению, искреннее значение браслета-символа Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «Все ее мысли были неизбежно прикованы к тому неизвестному человеку, которого она никогда не видела и едва ли увидит». Княгиня снова и снова упоминает слова генерала Аносова и мучится тяжелейшему для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?


Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он воспринимает свое чувство как Божий дар, как большое счастье. И он не проклинает судьбу, а идет из жизни, идет с большой любовью в сердце, неся ее с собой и говоря любимой: «Так святится имя Твое!». И остается ей только символ этой прекрасной любви прекрасного человека - гранатовый браслет…



Символические образа в рассказе О. и. Куприна «Гранатовый браслет»

Комментариев нет:

Отправить комментарий