Михаил Коцюбинский — один из величайших украинских писателей дооктябрьского периода. Он написал много замечательных произведений, но повесть В центре произведения история людской души с ее драмами и катастрофами, человеческого духа, какой, будто туман, поднимается из недр земли, когда она выделяет пар, поднимается и плывет в воздухе, будто земледельческие думы, ожидание и мечты. Вот почему повесть имеет подзаголовок «Из сельских настроений». Это настроение Маланки, которая надеется на землю, настроение Андрея Волика, который ждет открытия фабрики, настроение Ґудзя, Гущи, Гафийки...
По словам М. Г. Коцюбинского, главным героем его повести есть земля. И не только как часть естественной стихии, а как владарка души, переживаний героев. Земля, которая поманила к себе человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, «прошла сквозь пальцы», исчезла, как марево
Через отношение к земле автор лучше всего сумел раскрыть образа обездоленных крестьян. Наиболее волнительными среди них есть представители старшего поколения — Маланка, Андрей Волик, Фома Ґудзь.
Маланка, является выразительницей крестьянских мечтаний и ожиданий — иметь землю. Потому что не может истинный крестьянин не мечтать о собственной земле. Маланка — один из най-поетичниших и найповнише выписанных персонажей, ее внутренний мир, переживание, настроения писатель передает через выразительную деталь — «сухие и черные руки». Что может быть важнее для труженика? Ведь в руках — душа человека. Героиня упоминает: «Вот где они почернели, те руки: на работе в господ». Эти слова раскрывают всю драматическую историю жизни жены-крестьянки
Сколько сочувствие, симпатии и уважения вызывает у нас эта женщина! Как она любит землю, тонко ощущает красоту и поэзию земледельческой работы: «Которая ты роскошная, земля, — думала Маланка. - Весело засевать тебя хлебом, украшать зелом, заквитчати цветами...» Так, Маланка виднеется выдать замуж свою дочь Га-Фийку за « хозяйского сына» Прокопа Кандзюбу. В них будет своя земля! Она видела в своем воображении широкую зеленую леваду над рекой, счастливую дочь и себя на доччиному поле. Хоть под старость виднеется женщина поработать на своем огороде
Но Андрей Волик имеет настроения, противоположные Маланчиним.
Виддавшиусюсвоюсилуроботинаинших. винзненавидивземлю. Андриймриепро винокурню, которая даст ему постоянный заработок. К своим односельчанам он относится пренебрежительно: «И! Большое счастье — латочка земли!.. Ходит черный, как земля... айстьнекращезатого, что ничего нет... Хозяин!.. Отфабрика, то уже щосынше...»
С нарастанием революционных событий Маланка, ожидая землю, уверенная: «Но еще дочекають наши руки обрабатывать свои нивы».
и вот прошел слух, которые будут землю делить. Вместе с тем ходят разговоры о пуске винокурни. Это не радует Малакку, которая ждала другого поворота событий — распределения господских земель. Когда Андрей сообщает, что винокурню пустили, мечты Маланки о земле сменяются безнадеждой
Но и Андриеви работа на винокурне не принесла счастья, лишь увечье, а потом и безработицу. Наступает некоторое прозрение. Он меняет свое отношение к Марку Гущи. Андрей пристает к стихийному бунтарю Фомы Ґудзя, который является воплощением крестьянской ненависти ко всему, что носило название господином. Он «перебил бы всех» и выпалил огнем, чтобы «только осталась голая земля и ясное солнце».
А тем временем снова оживают слухи о земле. Выходит царский манифест, с которым крестьяне связывают надежды на получение земли. Народ собирается на демонстрацию. Гафийка выносит флаг с надписью «Земля и воля». Среди тех, кто собрался, и Маланка. Она становится в ряды тех, кто со временем будет отбирать господскую землю. Трагически заканчивается восстания — кровавой расправой над крестьянами. Андрея казнено. А стремление Маланки получить землю так и не здийснилось.
Повесть Г. Коцюбинского «Райа тогапа» вызывает у меня глубокие раздумья. Прочитавши ее, я поняла, чем была земля в социальной и духовной жизни крестьянина в эксплуататорском обществе. Но почему же ныне, когда крестьяне стали, зда-валосьби. ййповноправними хозяевами, вонатакане ухоженная, неважно родит?!
Заждалась наша щедрая земля хозяина, а народ — счастье-судьбы!
Образа крестьян в повести «Fata morgana» M. Коцюбинского (2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий