Часть, названная «Крестьянка». Вообще этот образ занимает особое место во всей поэзии Некрасова. Российская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты, как бы символом национального существования. Вот почему Некрасов с таким вниманием вглядывался в ее судьбу, художественно исследовал ее в поэме онароде.
Ведь речь шла о самом корне жизни, об нее, может быть, главном залоге. Поэтому-то поэт уделил столько внимания, как, наверное, никакому кандидату в счастливые, женщине-крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Матрена Тимофеевна — людин исключительный, «губернаторша», но она человек из этой же трудовой гурьбы. Ей, умный и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе: «Крестьянка» — единая часть, вся написанная от первого лица
Однако это рассказы отнюдь не только о ее частной частице. Голос Матрени Тимофеевны — это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. Действительно, образ Матрени Тимофеевны создан так, что она как бы все подвергла испытанию и побывала во всех залогах, в которых могла побывать российская женщина. Некрасовская крестьянка — людин, не сломленный испытаниями, человек что выстояла. Когда она, начиная рассказ о дедушке Савелию, говорил — Ну, то-то! речь особая. Грех промолчать о дедушке, Счастливец тоже был... то слова эти будто бы бы могут быть восприняты как горка ирония и в адрес его, и в адрес ее счастье
Только или иронически, однако, названный Савелий счастливым? Вслед за этими горькими словами, последними словами второго раздела, прямо надо уже совсем не ироническое название третьей — «Савелий, богатырь святорусский». Даже одно только это название свело к себе разные и очень значимое и высокое начала народного жизни и народной поэзии. В обиде Савелия много такого, что объединяет его со всей крестьянской массой. Недаром уже сам он переадресовывает определение «святорусский богатырь» всему сермяжному люда
Но есть и то, что Савелий над этим людом поднимает как личность исключительной судьбы, как высший тип. Савелий не только бунтарь. Он и своеобразный народный философ. Его раздумья о богатырском терпении всего народа трагични. Он не просто осуждает способность народа терпеть и не просто него ободряет. Он видит сложную диалектику народного жизни и не берется давать последние ответы и выносить окончательное решение:
Не знаю я...
Не знаю, что придумаю,
Что будет? Богу ведено!
Савелий не только богатырь-бунтарь. Он и богатырь духа, подвижник, который спасается в монастыре. Народная религиозность всегда привлекала внимание Некрасова, но никак не самая по себе. Обычно она появляется у него как символ высокой народной нравственности, образ искупления вины и способность в самом страдании найти величие. Вот почему Савелий назван святорусским. В конце на него старчество ложится печать почти святости. Но самая молитва богатыря Савелия, главная и последняя молитва его, носит загальмирський, так сказать, общественный и земной характер:
За все горячо, российское
Крестьянство я молюсь!
Вот какой многосложный при всей целостности и простоте обид создал поэт. И этот образ, в сущности, единый, что сопровождает героиню во всех главах. А уже в самом конце этой части он оказался отраженным и как бы ввичненим в своеобразном памятнике. Когда в последней главе Матрена Тимофеевна идет просить за своего мужчины в город, оно видит там памятник. Самого города Некрасов при этом не называет, хотя и указывает на исключительную в своем роде примету Костромы — памятник иванови Сусанину: Стоит с меди кованный, Точь-в-точь Савелий дедушка, Мужик на площади. - Чей памятник? - «Сусанина». Автор народной поэмы не мог не выделить этот единый тогда в стране памятник простому мужику. Некрасов не просто декларирует богатырство Савелия
Он показывает, на чем это богатырство основано: ум, воля, чувство героя составляются в испытаниях. Вся жизнь его — это становления в борьбе, внутреннее высвобождение характера: «... Клейменный, так не раб», — скажет Савелий. Но образ Савелия важный не только сам по себе. Он как бы аккомпанирует на протяжении почти всей части образа героини, так что, в сущности, перед нами возникают два сильных, богатирськиххарактери.
И характер героини составляется в тяжелых испытаниях, все нарастающих. Уже в главе «Песни» рассказано о тяжелой семейной жизни, глава «Демушка» повествует о смерти сына, «Волчица» — о том, как крестьянке пришлось лечь под розги. А за этими рассказами о событиях, труднее которых будто бы уже не придумаешь, надо глава с названием «Трудный год». Всего этого главы о событиях разных, отдаленных часто многими годами
Образ Матрени Тимофеевны в поэме «Кому на Рухе жить хорошо»
Комментариев нет:
Отправить комментарий