четверг, 12 марта 2015 г.

Философские вопросы в поэзии Лермонтова

Демон старается обмануть Тамару, и у него это значит, она верит ему и его словам. Он дает клятву, которая «отрекся от старой мести» и «отрекся от гордых дум», он «обсыпает» девушку обещаниями: «Я дам тебе все, все земное - люби меня!..» Он прельстил ее, вызвал, и она, не в силах сопротивляться Демону, отдалась ему. Тамара умершая... Ее «грешная душа» к «груди хранителя прижались», в ней она искала покоя, и вдруг перед ней стал Демон, но уже в другом лице, когда он старался прельстить Тамару, он «одежда маску», что скрывала всю правду


И вот перед душой Тамары уже кто-то другой, незнакомое ей существо со взглядом, полным вражды и не знающего конца злости. Божий суд свершился, Демон побежден, ему никогда не достичь света, как бы он не старался. И ему снова придет скитаться над землей и сеять зло без наслажденья. Однако же когда-то он был «счастливым первенцем создания», он не знал ни зла, ни ненависти, ни скуки, а сейчас он стал скитальцем, который нигде не сможет найти покой и счастье, душу который не могут тронуть ни красота природы, ни сила прекрасных чувств, он только с презрением может на все это смотреть и ненавидеть все


А когда Демон увидел волшебную Тамару, он ощутил, что его немую душа наполнили другие чувства, они создали у него желание возродиться, стать другим, «попробовать» новые чувства... И снова провал


Демон в одноименном произведении М. Ю.Лермонтова является героем, который умеет в себе черты характера злого и ненавистного существа, но после встречи с Тамарой в нем просыпаются новые чувства и качества, которые не могут долго существовать в грешной душе


К старине и народным обрядам у Лермонтова было особое отношение. Довольно будет отметить, что воспитывался он в селе, у бабушки, и из тех пор навсегда полюбился природу, сумел рассмотреть красоту простого крестьянского жизни. Позднее, погрузившись уже в светскую жизнь, у решения главных и насущных вопросов общества, Лермонтов часто ловил себя на мысли:


И если как-нибудь на миг удастся мне


Прийти в забвение-памятью к недавней старине


Лечу я свободной, свободной птицей;


И вижу я себя ребенком;


и вокруг Родные все места: высокий господский дом


И сад с разрушенной теплицей...


Величие, мудрость и чистоту старины писатель хотел сохранить в настоящем и донести к будущему. Временами художник тоскует и жалеет о бывшем величии российского народа, немного утерянному в современном обществе. Вспомним известный стих Лермонтова «Бородино», где он сравнивает предкив с богатырями, воспевая их физическую и духовную силу


Лермонтов не выделял отдельных циклов, фольклорные мотивы как-то незаметно вливаются и звучат во всей его творчества. Вот немного удивительно мелодичных названий его произведений, которые говорят самые за себя - «Баллада», «Российская песня», «Российская мелодия», «Казачья колыбельная песня», «Еврейская мелодия», «Поздравлю тебя, воинствующий славян», «Три пальмы» (восточное сказание) и т. д.


Народные пересказы и легенды сопровождают человека из самого рождения, чтобы насытить его душевной и естественной красотой. Необъяснимая тайна древности как и раньше взбудораживает его воображение и надышит в творчестве или в жизни. В своем стихе «Жена Севера» Лермонтов использовал именно этот сюжет


Покрытая таинств легкой сеткой,


Границ скал полночной страны,


Она была нередко


В года волшебной старины,


И Финна дикие сыны


Ей храмины сооружались


Все путники и просто интересные жители, кто стремился хоть одним взглядом посмотреть на это таинственное божество, умирали. И только скальды оставались невредимыми:


Они платили песнопеньем


За пламенный захвату час


Размышляя о мифологических образах в творчестве художника, необходимо оговориться. Как известно, у Лермонтова существует несколько стихов с очень характерными названиями, такими, например, как: «Мой демон», «Ангел», большие произведения - поэмы «Демон», «Ангел смерти». Но их сюжеты сходят не к фольклорным мотивам, а скорее к библейским легендам и персонифицируют у автора не народные символы или образа, а миру


Однако у Лермонтова встречаются и языческие народные образа - ведьмы, русалки, великаны - это те потусторонние сипи, которые не имеют огромной власти над человеком, а лишь подвергают испытанию, соблазняют его, но, бывает, и помогают


Лермонтов часто обращался и к тем фольклорным образам, которые николи не стираются в памяти людей, но остаются насущными, живой и актуальными для людськой сознания во все времена - отданная и благородная любовь (стих «Незабудка»), уважение к своим предкам («Желание»), Природа, самобытно-национальные характеры, история народа


У Лермонтова есть автопортрет в стихе «Российская мелодия». В нем автор рисует собственный образ - певца, но не со знакомой всем лирой, а другому родным и близким певцу инструментом



Философские вопросы в поэзии Лермонтова

Комментариев нет:

Отправить комментарий