Василий Дмитриевич Герасимъюк родился 1956 года в городе Караганда (Казахстан) в семье репрессированных, которая того же года вернулась в родные Карпаты. Закончив филологический факультет Киевского университета имени Т. Г. Шевченко, работает на издательской работе. 1972 года в журналах «Днепр» и «Утро» появились первые поэтические публикации Герасимъюка. Дебютная книжка поэзий увидела мир десять лет спустя в издательстве «Молодежь» (« Пихты», 1982). Следующие сборники: «Потоки» (1986), «Космацький узир» (1989), «Деть трепеты» (1991), «Осенние псы Карпат» (1998), «Август за старым стилем» (2000). Василий Герасимъюк – довольно оригинальный поэт, представитель постмодернизма. Его художественной палитре присущие условно-ассоциативные формы, использование мифологической поэтики, постоянный интерес к сложным порухив духовного жизни человека. Общечеловеческое и национальное органически объединяется в поэзии художника
- «Я вырос под отчаяние трембит», – пишет Герасимъюк, упоминая нелегкую жизнь своего народа.
Особенно ощутимые национальные мотивы в поэзии «Живой костер». Живой огонь, который не угасает в душе народа, честь которого топтали и распинали, старались искоренить полностью национальное сознание, все-таки выстоял. И поэт не теряет веры в светлое будущее
- Мы едва не стали отарой на высоком пастбище. Но когда мы даже как отара, пройдем сквозь нее, тогда дадим другим дорогую к Синаю.
В поэзии «Мы на камень положили мечи…» художник с отчаянием рассказывает, как дорога его сердцу земля – Украина – оказалась под властью чужестранцев. Мы на камень положили мечи и в реке наших коней купали, а чужеземцы пришли ночью и на березе лагерем стали. И народные герои готовы умереть, но не сдаться врагу. Забитая, порабощенное родная страна, и поэт признает: надо бороться – и будет победа, настанет воля
- Пусть програно бой, наступил супостат на грудь ногой, а память стоит, как последний солдат не бросает оружие.
и настанет ясное, солнечное утро после ужасной, темной ночи прошлого, только надо бороться и верить у победу
- Чтобы ты не пошатнулся в вере своей, последний вояче, мы род свой побудим – примем бой, и ворон докряче.
Своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык природы, понять значение человека в мире природы обозначенный стих Герасимъюка «Первый снег». Поэт старается понять все таинственно, загадочное, объединяя в произведении выразительность живописи, музыкальное звучание, ассоциативные возможности слова
- Замедлил шаг. Замедлил шаг. И высшие стали горы. Идет первый снег, словно пророк, у которого сердце больное.
и из-под пэра поэта выходит яркая, впечатляющая лирическая миниатюра
- Идет снег – словно под гору идет едва дышит, хотя бесплотный, и палец на уста кладет, как знак мертвеца холодный.
Душа человека – вместилище двух миров – мира дневного и хаоса ночного. В ночные часы человек особенно ощущает свою причастность к космосу. Она будит заснувшую совесть, напоминает о неминуемом ходе времени, заставляет посмотреть на жизнь сбоку. Эти мотивы ощутимы в поэзии Герасимъюка «Предрассветные души».
- Ты выбрал из всех мелодий мотив отав в Космачи. Косить ходишь, будто вор, – неслышно, крадьки и ночью Последние воют псы пастушьи, последние молятся уста, целуя предрассветные души… Они приходят неспроста! Одна при одной! Нигде стать… За шаг от правды и беды уже и врагу шепчешь: брат, прикошуй прадедов следы…
В стихе органически объединяются глубинное историческое видение мира с ощущением, часной присутствия в нем. Философични раздумья поэт передает сквозь призму художественной детали: жизнь человека должна быть полноценным, духовно наполненным
- Неужели ты косишь на чужому, спиной вчувши вилы с тьмы? Если и будешь возвращать домой, неужели будешь петь псалмы?
В творчестве Василия Герасимъюка многому свежих поэтических находок. Его стихи – это попытка новыми средствами, новыми красками, в новом ритмическом ключе войти в мир поэзии, раскрыть душа человека, тончайшие ее порухи. И, на мой взгляд, он это зробивякнайкраще.
Исповедь души в стихах Василия Герасимъюка
Комментариев нет:
Отправить комментарий