Девушка с легенды (за историческим романом Лины Костенко "Маруся Чурай")
Эта девушка не просто так,
Маруся
Это - голос наш. Это - песня
Это - душа
/ Л. Костенко /
Сколько их, талантливых, отданных украинскому народу, девушек родила Украина! Признательный им наш, щедрый на мудрое слово народ, оспи-вав в песнях, думах, легендах. А найталановитиши поэты, писатели опоэтизировали их неповторимую судьбу в свойхтворах.
Итак захватывает в свои объятия крепко, искренне и щедро поэзия неповторимой Лины Костенко. А особенно ее роман "Маруся Чурай" захватывает один раз и навсегда, потому что Лина Костенко, едва лишь начавши рассказ в романе, приглашает нас в водоворот страстей, где Иван любил Марусю, а Маруся - Григория, где на историческом фоне разворачиваются, действительно, бессмертные, вечные события и проблемы жизненные, которые с особой мудростью и мастерством вире-шуе талантливый художник
Маруся. Девушка с легенды или историческая фигура? До этого времени достоверных доводов так и нет. Но в народе рассказывают, перепевают судьбу этой девушки, которая имела необыкновенный голос и способности создавать и петь песни, однако же и жизнь ее необыкновенное! Чуткая душа Лины Костенко не могла быть равнодушной до этого, а потому мы познаем через судьбу героини романа неповторимую судьбу поэтессы, ее времена. "Маруся Чурай" - это истинный исторический роман с легендарной героиней, с трагическим и вместе с тем приподнято-величественным ощущениям исторического времени, имя какой Хмельнитчина, времена соревнований, духовной победы всего народа. На нас смотрит история сызмала слыханная, в юности романтизированная, в зрелости отлитая в бронзу осознанием необходимости познать ее во всех подробностях. Завдячуючи высокому мастерству автора, мы на протяжении всего романа видим, как вправно вплетает она судьбу Маруси Чурай в судьбу историческую нашего народа. Думы, которые выныривают в памяти Маруси, ею же воспринимаются, как собственная биография. Ведь кобзарь пел о смертной казни "орлика Чурая", об отце, каком "...пошел в смерть - и вернулся в думе, и уже теперь никто его не убьет". Лини Костенко прибегло создать прямую проекцию судьбы отца на судьбу страдници Маруси. Писнярка ищет и находит в себе силы выстоять. А перепев обжалования, изложенный в гетманском универсале, привезенный Иваном Искрой в трагические минуты приговора - смертные казни Маруси Чурай, свидетельствует, что:
Лишь в песнях огонь тот
пылает
Такую певицу покарать
на горло, -
то это же не что, а песню
удушит!
Оказывается, что защищать свое человеческое достоинство Маруси было чрезвычайно, невероятно тяжело, и все равно легче, чем беззащитное женское сердце. Потому что каждый, кто любил, знает, что найчорниший антипод любви - не смерть, а измена. В чем "болезнь" Григория? Лина Костенко - тонкий психолог, а потому старается раскрывать, объяснять трагедию Маруси через подробности психологических характеристик всех персонажей, старается распутать генетический код двух родов - Чурайв и Бобренкив. Решает проблему, как же произошло так, что одна Бобренчиха заворожила и свела на ничто двух таких могущественных казаков - отца и сына. Социальные корни, делает автор вывод, принадлежат к вечным, как любовь и смерть. И сегодня, когда настало время больших сдвигов, миграция населения привела к обретению новых гнезд на новых местах, когда некоторых молодых людей голубизна кафелю в ванной волнует больше от голубизны неба, пафос Лины Костенко звучит однозначно: не топите свою бессмертную душу в топи потребленчества. А главная героиня Маруся с болью душевным проговаривает:
Моя любовь лбом затрагивала небо,
А Григорий ходил ногами по земле
Как и автор, мы на боку Маруси, она признана невиновной в смерти Григория, она перетлевшая душой, но в минуты отчаяния, наперекор всему, твердила: "...неверного, лживого, чужого, отвратительного, - а я же его люблю!" И как голос самого сердца:
Хоть бы мне кто горстку земли с могилы его принес
Натереться против сердца... может бы немного стало легче...
Мудрость женского сердца подсказала Л. Костенко концовку романа, драматическую и до боли реалистическую, что хоть воплем кричи, и осознаешь - правда! Прощание с Иваном, выступление Полтавского полка, и снова звучат бессмертные песни Маруси, которые польются над хоругвями, всадниками - высокая волна звучания, и вдруг - эмоционально-лирический вскрик, жалостливая мольба:
Девушки вчера берегом шли, -
да и запели "Ой не хода, Григорию".
А я стояла... Что же мне кричать?..
Которые мне сказать им слова?..
Дивчаточка, дивчатонька, девушки!
Эту не пойте, я еще живая
Вот такая, високопатетична, а временами весьма умная, очаровывает нас своей красотой девушка с легенды Маруся Чурай, которой довелось жить вечно.
Девушка с легенды (за историческим романом Лины Костенко "Маруся Чурай")
Комментариев нет:
Отправить комментарий