пятница, 6 марта 2015 г.

Раздумья над пьесой и. Франко «Украденное счастье»

« У несчастья, как в болезни, есть причины. У счастья, как у здоровья, — нет...» Мне нравится это выражение. И он подходит к пьесы Ивана Франко «Украденное счастье». Я считаю, что среди ее персонажей нет счастливых людей. Потому что счастье так же невозможно украсть, как здоровье. Николай несчастливый, потому что его не любит женщина, на которую он молится. Волей случая, а еще и волей загребущих людей, братьев Анни, он симулировал свое «счастья», думая, что «стерпиться — слюбится». Анна несчастливая, потому что счастье, или то, что она считала счастьем, сяйнуло ей в отношениях с Михаилом и быстро исчезло — как то свойственно счастью. Михаил несчастливый тому... Потому что такие, как Михаил, не бывают счастливые... Совсем не случайно, что Михаил — шандар. Волевой, отважный человек, которым он был, целиком могла реализовать на военной службе те свои волю и отвагу. Но Гурман — еще и очень горделивая, независимая, даже властолюбивая натура, которая не терпит над собой поругания, принуждения. А тем временем его принудили раз-забрали к войску. Вместе с тем принудили вторично- заложили отказаться от Анни. Михаил отбыл свое — и настало время « дедовщины» — время «взять свое». Он мог бы отыграться на Анни, но понимает, что любит эту женщину, да и не она виноватая в него несчастьях. Виновные братья и недолугий Николай... Однако же где и о чем их спрашивать?.. Однако, за Франко, Михаил не ищет виновников. Злая метель заносит его в дом, где живут Анна с Николаем. Вот где время и место сводить рахун ки! Михаил заночевывает здесь. А потом подбирает доводы преступления так, лишь бы Николая-Соперника нанесли к криминалу, а он, тем временем, добрал своего счастья с Анною. На собственное оправдание он постоянно упоминает, что его никогда и никто не пожалел, то и он не собирается быть жалостливым. Анна боится этой Михайловой жестокости, которая всегда где-то будто дремала в нем, а теперь, разожженная годами мыканий и муштры, вспыхнула так видлякуюче. Но Гурман имеет над ней какую-то непостижимую, магическую власть. И то весьма «не по-большевистски» решаются вопросы политической и экономической борьбы; весьма не таким, как хотелось бы тогдашним доктринерам, выглядит и народ, и его проводник — представитель молодой украинской интеллигенции. и. Франко не имел для образца пусть какой-то традиции изображения взаимоотношений интеллигенции и народа в украинской литературе. Его предшественники успели показать лишь процесс становления личности интеллигента. Которой же должны быть непосредственная работа среди народа, читатель узнать не мог. Все завершалось: или самым декларированием намерений идти «в народ», жертвовать карьерой ради работы в глухом селе, или признанием, которые «настал другой и худшее время». «Все эти добрые начинания и замеры должны были згинути» (и. Нечуй-Левицкий, роман « Тучи») и т.п. Такая ситуация объяснялась тем, что репрессивные действия царских властей ( в том числе Емський указ и Валуевський циркуляр) на пидросийський Украине делали невозможным налаживание полноценного жизни, а следовательно, и писать не было о чем — выгадывать же писатели-реалисты это умели и не хотели. Совсем другое положение составлялось в Галиции, которая входила в Австро-Венгрию. Конституция, хотя и «свинська» ( как называл ее рассказчик одноименного произведения Франко), все же давала возможность добывать в борьбе свои права настойчивой работой интеллигентов среди народа. В горниле этой работы на ломке ХиХ-ХХ столетие и начал формироваться праобраз украинского гражданского общества. Имея неоценимый личный опыт такой работы, опыт, которого не имел никакой его предшественник с Восточной Украины, и. Франко поделился им на страницах повести «Перекрестные тропы». Адвокат Евгений Рафалович начинает фактически «из нуля». Залог, в котором он застает «свой» народ в начале произведения, можно охарактеризовать строками из «Пролога» к «Моисею»: «Замученный, разбитый, будто паралитик тот на роздорожжу, человеческим презрением, будто струпом покрытый». Вспомним трагикомический (а по сути трагический) эпизод с буркотинськими крестьянами, которые в ответ на совет относительно метода борьбы со своим обидчиком маршалом Брикальським (убрать к рукам его должное имение) отплатили Євгенови тем, что пожаловались на него... самому же таки господину. Это шокирует Евгения, однако он гамуе в себе раздражение. Он понимает, что здесь сработало вековое недоверие народа к своей элите. Ведь последняя так часто его предавала, становясь на службу к врагу, люб



Раздумья над пьесой и. Франко «Украденное счастье»

Комментариев нет:

Отправить комментарий