Драма "Мина Мазайло", что была написана в буревые и волнительные года послереволюционного экономического и культурного возрождения Украины, - чрезвычайно актуальное произведение для нашего народа, обновленного событиями национального пробуждения. Неумолимый пресс экономических проблем выжимает с наших ослабленных тоталитаризмом душ все силы и замулюе щедрые истоки национальных порываний, которые поят целебной джерелицею наш дух. Наше сознание мизерние. В отчаянии цепляемся за старые догмы и идеи, стараясь сохранить тот болотный покой, и не ощущаем, что там - лишь бездиханнисть склепов. Итак вернемся к солнца, к святости, к родным истокам! Оставляем, как одежда, из которая выросли, панцире бездуховности и безнароднооги, тряпье мещанского сознания!
Или это уникальность нашей истории, или неумолимая закономерность, или писательский гений, но драма "Мина Мазайло" этой своей сущностью кричит и обращается именно к нам, современникам, осуждая филистерскую ограниченность нашего украинского мещанства. Темой произведения является отношения шовинистического и патриотического лагерей к проблемы украинизации в период нэпа, который так напоминает настоящее
Главный герой произведения Мина Мазайло с комической целеустремленностью старается изменить свою фамилию на более благозвучное, по его мнению, российское. Этот нервный и какой-то чрезвычайно обычный человек - сплошной национальный нигилист, какой, беспредельно ненавидя свой народ, перерастает у монстра Решения изменить фамилию вызывает неоднозначную реакцию в семье Мазайлив: к решению жгучей проблемы привлекаются близкие и далекие родственники. Непримиримую позицию на защиту родного фамилии занимает Мокий - сын Мины. Он исключительный украйнофил, хотя, по моему мнению, некоторая "заземленнисть" собственное на вопросах родного языка и культуры делает этот образ однобоким. Но это - вызов обществу, которое в национальных вопросах очень часто совершает несправедливо. Психологически сломать Мокия старается тьотя Мотя, которую срочно вызывают из Курска, ее откровенно расистская платформа грунтуеться на великодержавных шовинистических утверждениях, которые вызывают сразу своей непробудной темрявою и идейной ограниченностью. Острота гротескно окрашенных конфликтов и стычек нарастает. Мина добивается изменения фамилии на благозвучное Мазенин, хотя явным образом его идея испытает поражения через свою убогость на фоне беспредельности национального призыва сознания Мокия и его единомышленников
И довольно неожиданно оказывается развязка Мину, который считал свою украинскую фамилию преградой на пути к блестящей карьере, увольняют с работы за 4< систематическое сопротивление украинизации". Украинская идея победила. Но поражает то, что реальная победа обеспечивается чиновничьей директивой. Неужели через директивы может утвердиться национальная идея? Дядя Тарас, националист и единомышленник Мокия, делает неожиданный и парадоксальный вывод, что украинизация - это образ оказать национальное сознательных, а потом их уничтожить. Действительно, история потом "играла" за этим сценарием под руководством "большого" режиссера Сталина
Итак пусть победа национальной идеи не зависит от постановлений, указов и директив. Впускаем ее в свою душу, свой ум, своя жизнь без принуждений! Только тогда она щедро одарит наш народ своим теплом и святостью
Проблема украинизации в драме Николая Кулиша "Мина Мазайло"
Комментариев нет:
Отправить комментарий