В раннем творчестве Максима Рыльского выдающееся место занимает лирика настроений. Стих «Поль чернеет. Проходят тучи» – это пейзажная настроева миниатюра. Шевченковскими живописными мазками Максим Рыльский рисует картину ранней весны – ранние весны: Поль чернел. Проходят тучи, Вышивают небо причудливой игрой. Радость бытия, которая охватывает лирического героя, раскрывается средствами поэтического синтаксиса, обращениями, риторическими вопросами и окликами. Рисунки природы в обеих строфах завершаются выражением чувств лирического героя. «Земля! как тепло нам с тобой!» – так заканчивается первая строфа. Единение с природой, восхищение красотой окружающего мира порождает приподнятое настроение, розбуджуе в душе героя молодежи (зеленые) надежды:
- Где вас девать, зеленые иадий? Вас так много – сердце порветься!
Картина ранние весны, нарисованная в стихе, свидетельствует об удивительной наблюдательности молодого поэта, его живописное (зрительное) восприятие природы, оптимистичное мироощущения
«Яблока доспели» Лирическая миниатюра «Яблока доспели» (1911-1918) – один из замечательных образцов любовной лирики Максима Рыльского. И в ранний период, и в пору своей зрелости, когда гражданские, общественные темы стали руководящими в него творчестве, Рыльский воспевает любовь – поэзию и солнце жизни. Основной мотив стиха «Яблока доспели» взятый из жизни, из народного творчества. В одной народной песне говорится:
- Не все же тий и сады цветут, Что зарання развиваются, Не все же тий и венчаются, Что любятся и любятся.
Не каждому везет прожить свою жизнь с той, которую полюбило сердце на заре юности. Характерной особенностью композиции стиха, развития его идеи есть параллелизм между явлениями природы и человеческого жизни. Любовь и разлука напоминают расцвет и угасания в природе:
- Яблока доспели, яблока красные!.. Уже и любовь вызревшая под лучами теплым, и ее сорвали радостные уста…
Это сопоставления отмечается прозрачной метафоричнистю. Жар сердца влюбленных дает ощутить эпитет красные (яблока), какой, кроме своего прямого значения, имеет и переносное: героев согревает в жизни горячая, как пожилое солнце, любовь. Предчувствие разлуки беспокоит сердца влюбленных («А теперь в сердце что-то дрожит и играет…»), навевает им печальное настроение. Боль разлуки видтиняе пейзажная картина осени:
- Гей, поля желтеют, и синеет небо, Плугарь в поле едва маячит… Поцелуй в последний раз, обними в последний раз; Умеет расставаться тот, кто умел любит.
В стихе изображены красивая любовь чистых и благородных людей. Об этом сказано рядышком, что звучит, как крылатый афоризм: «Умеет расставаться тот, кто умел любит». Стих «Яблока доспели» принадлежит к любовной элегической лирике. Положенный на музыку композитором Г. Подельським, стих получил большую популярность как песня-романс. Он будит в душе человека чувства любви и верности, мужества, когда приходится разводиться. В поэтическом воспоминании нищного лирика Владимира Сосюры цитируется строка из этого стиха:
- Бежали мы в атаку, кровь багрила травы, и дождем железным падала голубизна… А в души сеяло тепло и ласково: «Умеет расставаться тот, кто умел любит». («Максимови Рыльскому»).
С произведений Максима Рыльского о любви можно составить целую книгу. К нее вошли бы жемчужины его любовной лирики: « Как вечерний мир разлился по утомленной земле», «Я все же тебя люблю», «Письмо», «Есть имя женское», поэмы «Любовь» и «Молодость», одна из вечерних разговоров – «Короткая новелла» и др Поэт создает образ возлюбленной женщины, которая приносит и несравненное счастье и, как говорил Ф. Енгельс, найблагород-нишу, наивысшую и наиболее индивидуальную из мучений – мучение любви:
- Всю душу – за улыбку, хотя, может, и неискренний, Всю душу – за голос, хотя, может, и лукавый, За счастья без меры, за мучение без меры, За то, что ты, может,- лишь вицвит воображения! («Последняя весна»).
Любовная лирика Максима Рыльского
Комментариев нет:
Отправить комментарий