Одним из выдающихся произведений первой половины XIX столетие есть комедия А. С. Грибоедова “Гори от ума”. Каждый герой пьесы, выявляя собой типичный образ, владеет в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев настолько же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе “Гори от ума” наделенная София. Очень хорошо об этом сказано в статье и. А. Гончарова “Миллион разрываний”. Он говорит о смешении в Софии “ хороших инстинктов с неправдой”, “ живого ума с отсутствием всякого намека по убеждению”. Но она “утерянная в духоте, куда не внедряется никакой луч света, никакая струя свежего воздуха”. Гончаров увидел в ней “задатки необыкновенной натуры”, и потому “недаром ее любил и Шацький”. От природы София наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способная глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня захватывается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софии не могли получить развития в фамусовським обществе. Представление о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софии мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, что своими чертами и своим обращением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что София ослеплена: она способная оценить избранника здорово и критически.
София еще и поэтому полюбилась Молчалина, что ей, девушке с характером, нужна в жизни человек, которым она могла бы руководить. Любовь Шацького к героине помогает нам понять одну истину: характер Софии в чем-то главному под пол самому Шацькому. В свои семнадцать лет она не только “розцвила прекрасно”, но и проявляет завидную независимость мыслей, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софии: “Что мне слуха? Кто хочет, так и судит”. Шацький это понимает и свои речи адресует прежде всего Софии. Именно Софию он считает своей единомышленницей. Он привык верить поэтому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не покачнули в нем “ни даль”, “ни развлечения, ни изменение мест”. Поэтому Шацький, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась София под влиянием окружения, очень переживает. София также очень переживает, но уже через другое. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем из другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучил момент, воспользоваться ее влиянием и получить выше чин. София получает первый жестокий урок. Возможно, когда-нибудь София узнала бы об искренних намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужчины-мальчика, человека-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Шацький, но именно он открыл ей глазу на все что происходит. Если бы София выросшая в другой среде, оно, возможно, выбрала бы Шацького. Однако она выбирает такой человека, который она больше подходит, потому что не мыслит себе другого героя. Но, по замечанию того же Гончарова, “труднее всех, труднее даже Шацького” именно Софии
Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Шацькому.
Критики Н. К. Пиксанов и и. А. Гончар сопоставляют Софию Фамусова с Татьяной Лариной. Чрезвычайно важный для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софией, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софией названные те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончар. Сон Софии знаменательный для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной - для постижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софию, и. А. Гончар писал, что “огромное различие не между ней и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиним. Выбор Софии, конечно, не рекомендует ее…” Н. К. Пиксанов совсем справедливо отмечал, что “драма, пережитая Софией Фамусовою в финале четвертого акта, есть в российской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевного жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позднее”.
Итак, в своей комедии О. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образа, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорил Гончар, “Гори от ума” держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и больше крепкой живучестью
Школьное произведение на тему Обид Софии в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Комментариев нет:
Отправить комментарий