Тема «маленького человека» в литературе существовала и к ее обозначению в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном надсмотрщике» А. С. Пушкина. Вообще же образ «маленького человека» такой: это не знатный, а бедний, что обижает высшими по чини людьми, доказанный к отчаянья человек. При этом это человек не просто не минованний, а это социально-психологический тип, то есть человек, который ощущает свое бессилие перед жизнью. Временами он способный на протест К бунту «маленького человека» введет жизненная катастрофа, но результат протеста - сумасшествие, смерть
Пушкина открыл в бедном чиновнику новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», « Записки божевильного», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголеви, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует вульгарность, а таланты гибнут. Этот город, где, «... кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, сумасшедшем городе происходят странные события с чиновником Поприщиним. Именно здесь нет жизни бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или гибнут в неравной борьбе с жестокими условиями действительности
Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия главный конфликт, который лежит в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - « Записки божевильного». Герой произведения - аксентий Иванович Поприщин, маленький, что обижает всеми чиновник. Он дворянин, очень бедный и нет на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перо « его высокопревосходительству», преисполненный самого большого уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, которая нашему брату и приступу нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек немалый, кто имеет высокий чин, должность, деньги, так считает Аксентий Иванович. Герой нищий духом, его внутренний мир мел но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроенная, и в него главу неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и « почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет ум и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправный, почему «что есть лучшего на миру, все добирается или камер-юнкерам, или генералам». В меру усиления сумасшествия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, что морально прозрел, не выдерживает: « Нет, я больше не имею сил терпеть. Бог! что они делают с мной!.. Что я сделал им? За что они мучат меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышный «крик самого Гоголя».
« Записки божевильного» вопль протеста против несправедливых оснований обезумевшего мира, где все смещено и попутано, где попранный ум и справедливость. Поприщин порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал у себя все образа и страдание «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой убогости и произвола есть Акакий Акакиевич Башмачкин герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и навострились вдосталь разные писатели, которые имеют похвальный обычай налегать на те, которые не могут кусаться», так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает иронической улыбки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: « В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин боязливой, задавленной судьбой людин, забитое, бессловесное существо, которое безмолвно износит насмешку сослуживцев. Акакий Акакиевич « ни единого слова не отвечал» и вел себя так, « будто бы бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на главу ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несравнимые. В этом ирония Гоголя: ведь решение простого жизненного задачи вознесенсько на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния
Обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с самой большой силой выявляет социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественное содержание конфликта, когда бессловесный и боязливый Башмачкин только в предсмертном мечтании начинает «сквернохульничать, вимовляючи самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способный на бунт и месть. Призрак, в котором был упизнаний бедный чиновник, начинает сдирать шинели «из всех плеч, не разбирая чина и звание». Мысль критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Апполон Григорьев - «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».
Как в «Записках божевильного» затронутые границы ума и сумасшествие, так и в «Шинели» размытые границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, которые бедствуют в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», не оправдать его: он вызывает и жаль, и насмешка. Именно так изображает его Гоголь
Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Комментариев нет:
Отправить комментарий