Афанасий Яковлевич Рудченко (лит. псевдоним - Афанасий Мирный) родился 1 мая 1849 г. в г. Миргороде на Полтавщине в семье чиновника. Учился в Миргородском и Гадяцькому уездном училищах. Не имея возможностей продолжать систематическое обучение, настойчиво занимался самообразованием. Служил в уездных канцеляриях Гадяча, Прилук, Миргорода. 1871 г. поселился в Полтаве, где провел сдачу жизни. Работал в казначействе и казенной палате, после 1917 г. - в губфинвиддили. Умер Афанасий Мирный 28 января 1920 г., похороненный у Полтаве
Литературную деятельность Афанасий Мирный начал в конце 60-х гг. Оказал себя как писатель-реалист. В творческом наследстве Афанасия Мирного преобладает проза. Он является автором ряда очерков, рассказов, повестей, романов
Среди произведений Афанасия Мирного наиболее масштабным и сложным есть социально-психологический роман «Разве ревут волы, как ясли полные?», написанный в соавторстве с Иваном Биликом (и. Я. Рудченком). Работа над романом припала на 1872-1875 гг. Через цензурные преграды он был выдан позднее - 1880 г. Замысел произведения был навеян реальным случаем, который достал отображение сначала в очерке Афанасия Мирного «Подорижжя от Полтавы к Гадячого», а со временем - в повести «Чипка». В центр повести автор поставил крестьянина, который избирает преступный путь под влиянием социальных обстоятельств. К развитию предыдущего замысла присоединился Иван Билик, при участии которого появились несколько редакций романа. Соавторство разных личностей, а также продолжительное время работы над романом обусловили его многоплановость. Авторы срисовали широкое полотно народного жизни со всем комплексом общественных процессов, который охватывает более как столетний временной отрезок. При этом внимание сосредоточено на обиде отдельной личности - представителя крестьянского среды, который под влиянием социальных обстоятельств стал преступником. Произведение предлагает читателю художественный анализ того жизненного выбора, который был сделан центральным персонажем. Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» стал важным этапом в развитии украинской романистики. Он давал ответы на сложные вопросы тогдашней действительности, раскрывал причины и изображал следствия разрушения патриархального крестьянское жизненного устройства. Однако уже к тому времени эти ответы, спроектированные в социальную плоскость, воспринимались как кое-что упрощенные и односторонние. Роман Афанасия Мирного и Ивана Билика стал наивысшим достижением украинской реалистической прозы XIX ст. Вместе с тем он оказал ограниченность и односторонность реалистического трактования и социального анализа действительности
Художественная проза Афанасия Мирного принадлежит к классическим образцам украинской литературы. ее характерными особенностями есть масштабность реалистических рисунков, точное воспроизведение народного быта, социальность и психологизм
Много современных ученых все больше и больше склоняются к мысли, что характер человека, ее наклоны, таланты закладються еще к рождению ребенка. А условия жизни, социальное положение человека дают возможность ей или реализовать свой талант, или забросить його.
К сожалению, Чипка Варениченко, главный герой романа Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?», забросил талант земледельца, а умение повести людей за собой превратил в воровское ремесло
Вся своя лихая жизнь он объясняет тем, что ищет правду
Когда на собственной ниве Чипка собрал хороший урожай, неожиданно принесли из волости страшную весть: у него отбирают землю. Это была коварная акция чиновников - землю у него отобрали обманом, отдавши ее кому-то за взятку. Чипка с глазу на глаз столкнулся с жестокой несправедливостью. Он протестует, но все более скатывается на скользкий путь. В обществе пьяниц и подзаборников - Лушни, Мотни и Крысу - грабит, бесчинствует, пьянствует. Весь нехитрый его достаток поплыл в кабак. Не мог пропить только ржи, который вырастил собственными руками, окропил собственным потом: спротивилася земледельческая совесть, не отдал кабатчику за безцинок, а подарил бывшему товарищу. Этот поступок был последней искрой, которая отмежевывала в него душе добро от зла, да и она быстро угасший
Когда не стало чего пропивать, компания Чипки решает обворовать господина. Варениченко идет нехотя, огибаясь, но как дошло до того, что их разоблачил сторож, Чипка убил его. Поведение свою он оправдывает такими словами: «Разве мы режем? Мы только ровняем бедных с богачами».
И если пшеницу украли они действительно в господина, то жизнь отобрали у такого же бедняка, как и самые,- в сторожа
и снова рекой льется водка, ею заливается совесть. Водка выгнала и мать из дома
И со временем Чипка понял, что надо вести себя иначе, честной работой прикрывать свои преступные наклоны и намерения. Вся стая днем неутомимо работала, а ночью по детальному плану предводителя творились страшные преступления. Даже любовь, сильнейшее человеческое чувство, не смогло изменить коварную злую суть Чипки. Все свои преступления он прикрывал высокими словами о поиске правды. Любые нелады в своей жизни Варениченко воспринимает как всечеловеческую трагедию, желает отомщать, разжигает себя водкой, чтобы легче убивать, и грабит всех подряд, не смотрит на то, кто перед ним - господин или свой брат - земледелец
Занимаясь разбоем, он опьянел от крови и от осознания собственной силы и власти надлюдьми.
Последнее преступление Чипки и его товаришив-воров - убийство семьи казака-хуторянина Хоменка. Этому нет оправдания
Миллионы людей живут в одинаковых социально-исторических условиях, испытают одинаковых бед и издевательств. Но почему же одни живут по законам добра и справедливости, а другие становятся на путь преступления? Ответом на этот вопрос может быть жизнь каждого отдельного человека
Антагонистические противоречия в обществе накануне и во время реформы 1861 года за романом «Разве ревут волы»
Комментариев нет:
Отправить комментарий