Роман и. А. Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил российскую жизнь первой половины XIX столетие. Сюжет романа - это жизненный путь Ильи Ильича Облому, с детского лет и к самой его смерти. Основная тема романа - это обломовщина - образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное - это отсутствие работы, практическое бездеятельность. Понятие «обломовщина» применено далеко не до одной Облому с она-жителями, это «отражение российского жизни», ключ к разгадки многих ее явлений. В XIX столетии жизни 8216 многих российских помещиков была аналогичного жизни обломовцив, и потому обломовщину можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровим с помощью изображения жизни Облому, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, виднеясь и строя всяческие планы. Что же мешает ему встать из этого дивана?
На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова - это его социальное положение. Он - помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он - господин, ему не надо ничего делать - за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, потому что это - следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломе - этому «благословенному уголку земли», где «нет ничего грандиозных, диких и пасмурного», нет «ни страшных бур, ни разрушений», где властвуют глубокая тишина, мир и незыблемый покой. Жизнь в Обломе была однообразной, здесь страшно боялись которых бы то не было изменений. В имении Обломкових традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не сон, искреннее подобие смерти». И маленький иллюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, нянька и всего многочисленная свитая дому Обломкових обсыпали мальчика ласками и похвалами. Наименьшая попытка иллюши сделать что-нибудь самостоятельно сразу подавлялась: бегать ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А обучение иллюши в Штольца таким и назвать тяжело. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили всяческие, вплоть до бессмысленных и смешных
Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «просачивался» обломовщиной, в него сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Облому была присущий, по-моему, немного детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина - по своим качествам больше, что напоминает иметь, - любящей, заботливой, сочувственной. Обломов настолько погрузился в мир своих мечтаний, который полностью оторвался от действительности, что он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он исчез, как разменялся на всякую мелочь?»)
Итак, реальность Обломов она его пугает. А есть или у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той идиллии? Нет. А е в его какое-нибудь дело, которого бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать из дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, которая окружала его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов - человек с «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, приподнятой, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, свет, честно», таких людей имело; это « жемчужины в гурьбе». Но Обломов не нашел применения своему огромному моральному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила самая возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитания, которое породило неспособность Облому к работе, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, во всяком случае, он принес бы пользу окружающей, не прожил бы жизни в пустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать из дивана, начать новую, полноценную жизнь
и. Гончар написал три романа, которые, не будучи ни полотнами, ни образцами сложного психологизма, постоянные, однако, своеобразной энциклопедии национального характера, уклада жизни, жизненной философией. Обломов - стойкий, чисто россиянин тип, тип господина, воспитанный столетиями рабовладения. Инертность, апатия, отвращение к серьезной деятельности, уверенность в том, что все желания будут выполнены. Личной работы, которая требует умственных и эмоциональных затрат, Облому не знали. Вся жизнь их от седьмого колена шло заведенным порядком, и вот потомки потеряли личной инициативы. Обломов считает себя свободным и защищенным от жизни, но на самом деле он раб своих прихотей, раб каждого, кто подчинит его своим желаниям. Обломов не злой, но он и не добрый. Он человек без учинкив, человек, который всегда уступает рутине, привычкам. Для Облому на вопрос «Теперь или никогда» всегда есть уклончивый ответ: «Только не теперь». Детская непосредственность, чистота, искренность Облому идут не от душевных работ и затрат, а от неразвитости души. «Чистосердечие - не дикорастущий цветок», она требует неустанной работы над собой, изучение и осмысление жизни, опыта деятельности и отношений с людьми. Этого нет в Обломе, он становится жертвой каждого, кто претендует на владение его жизням
Шахрай или друг, женщина умная или женщина добрая - он безвольно переходит из одних рук в другие. Побеждают мошенник и простая баба. Они ничего не требуют. С другом проблемы, с Ольгой проблемы, они чего-то хотят, куда-то зовут. А в уютном домике на Петроградской стороне наливки и варенья, пуховые перины, забота и необременительная любовь
Обломов - герой, который стал тем кусочком мозаики, без которого невозможно понять уникальный исторический тип - российского дворянина. Онегин, Печорин, Рудин - они мечутся в поисках цели, они выше и лучше окружающих. Обломов не только не ищет, он избегает целенаправленной деятельности. Мир вокруг суетный и вульгарный, Обломов не хочет играть в него игры, а свою игру навязать миру не в состоянии. Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе и. А. Гончарова «Обломов»
Гончар Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским главой Симбирска. Он умер, когда иванови было 7 лет. Воспитанием занималась иметь, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами
К литературному творчеству Гончар обратился в годы университетского обучения. Его выдающиеся произведения - романы «Обрыв», «Обычная история», «Обломов». В 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был напечатан роман Гончарова «Обломов». «Обломов» имел чрезвычайно важное значение в развитии российского реалистического романа. В романе показанное губительное влияние феодально-крепостнического порядка на развитие людской личности и данные два больших типичных обобщения, которые представляют собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина
Образ Облому - это самое большое художественное обобщение, которое воплощает в себе типичные черты характера, рожденного российской патриархальной помещичьей жизням. Такая жизнь порождала духовную убогость у жителей, узость интересов, бедность и примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что в жизни самое важное место занимали пища и сон. Среди всех их забот «главной заботой была кухня и обод. Об ободе совещались целым домом, и старая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу». «Забота о пище была первая и главная жизненная забота «. Этой заботе был подчиненный весь порядок жизни. Обломовцив характеризуют бездеятельность и линь
Свои нужды они удовлетворяют с помощью подневольной работы крепостных. Жизнь жителей Обломовки влияет на формирование их характеров. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика иллюши Облому и показывает вредное влияние на него середовища и системы воспитания. Родители ограждают иллюшу от работы, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем чувство преимущества над другими. иллюша не ездил на уроки в Верхлево: « Ученье-То не пойдет, а здоровье не купишь». Позднее Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той степени, в которой они самые без работы составлялись в голове. Обломов служил, но не поэтому, что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за свою ошибку он залишивслужбу.
Произведение на тему: Почему Обломов лежит на диване?
Комментариев нет:
Отправить комментарий