Народное представление о кобзаре связано с образом странствующего певца. Этот образ перерос в символ украинского духа, объединил в себе его мощь и величие, мудрость и невпокоренисть, достоинство и искренность. Тарас Шевченко назвал свой первый поэтический сборник «Кобзарь», что свидетельствует о том, насколько важным был для него поэтического мира обид народного певца. В своем творчестве поэт не раз изображал кобзаря, песни которого воплотила радость и сожаления народа. Мы встречаемся с ним в поэзиях «Тарасова ночь», «Гайдамака», «Невольник», «Большой погреб». Но наиболее ярко он представлен в стихе «Балагур». Казалось бы, беспризорность, старость, одинокость и слепота должны были бы вызвать у людей жалость к этому человеку. Однако ни! Не жалким одиноким старцем блуждает он по миру. Кобзарь нужен людям, он всегда найдет песню для любого слушателя: С девушками на выгоне — Григория и веснушку, А у кабака с парнями — Сербина, Кабатчицу... ...На базаре — о Лазаре, Или, чтобы то знали, Тяжело запоет. Как Сечь разрушали. Однако автор подчеркивает, что не в потворстве человеческим желаниям находит себя кобзарь. Иначе не наделил бы его поэт теми чертами, которые составляют образ народного певца: любовью к родному краю, ощущением причастности к исторической судьбе своей земли, бунтарским духом и глубокой мудростью. Балагур воспринимается не просто как странствующий певец, а как символ народного совести и исторической памяти. И когда он, перебирая струны, затянет думу, спрятавшись в степи среди казацких могил, То сердце по волу с богом розмовля, То сердце щебечет господнюю славу, А мысль край свита на туче шишка... В поэзии Шевченко перед нами возникает еще один образ народного певца — сам поэт. Неслучайно Тараса Григорьевича часто называют Великим Кобзарем. Его мировоззрение — это мировоззрение выразителя дум и желаний народа, его стихе, в которых воплощенные раздумья о судьбе Украины и тяжелая жизнь угнетенного народа, созвучные с народной поэзией. Поэт часто использует один из жанров кобзарского искусства — думу. Шевченко отстаивает право писать о своем народе, хотя это не принесет ни денег, ни официальной славы. Это позиция народного певца. Припомним отрывок из исторической поэмы «Гайдамака», где автор ведет полемику о чем «нужно» и о чем « не следует» писать поэту: Когда хочешь денег, Да еще и славы, того дива, Пой о Матрьошу, О Парашу, радость нашу ... Спасибо за совет. Теплый кожух, тилько жаль — Не на меня шитый, А умное ваше слово Враньем подбито. Нет, не такого слова просит душа народного избранника. Духовная мощь, национальное самоосознание и чувства ответственности диктуют ему упоминания об «делах незабытые дедов наших» («и мертвым, и живым...»). Она не во всем хорошая и славная, история родного края, — « сердце болит, а розказувать надо», потому что народ без прошлого не имеет будущего. Итак и поет Кобзарь, хотя не ждет признательности от слушателей: и не помянет отец с сыном, Не скажет сыну: «Молись. Молись, сыну: за Вкрайну Его замучили когда-то». Пусть голос его потеряет в общем хоре, главное, чтобы отголосок пения засевался в сердцах людских. И пока есть такие певцы, душа и совесть народная, есть надежда, есть будущее у Украины, потому что есть те, кто кладут на алтарь этого будущего собственный бессмертный талант: Наша дума, наша песня Не умрет, не погибнет... Вот где, люде, наша слава, Слава Украины!
Образ народного певца в поэзии Т. Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий