Тарас Шевченко — человек и поэт непростой судьбы. Знал сиротство и батрачество, крепостничество и чужбину, прошел через солдатчину. Однако его свободолюбивый дух всегда был наснажений бунтарскими настроениями, не терпел ни наименьшего посягательства на свои права. Это обозначилось на поэзии гениального Кобзаря, свободной от ползания перед любыми авторитетами. Насилие над личностью, насилие над народом воспринималось им как посягательства на пресвятейшее право — право на свободу. Наиболее болезненной для Шевченко была мысль об угнетении родного народа, однако поэт далекий от национального самоограничения. В него мировоззрении отразились и раздумья о мировые проблемы, и постоянный интерес тем, что творится « в соседа». Поэтому в поэме «Кавказ» воплотилось негодование не только колониальной политикой царизма относительно Украины, а и относительно других национальных «окраин». В начале поэмы возникает величественный образ прикованного к скале титана Прометея, которого каждый день терзает орел. Эта трагическая фигура истязаемого великана определяет звучание всего произведения. Народ, о котором пишет Шевченко, это не только народ «чурека и сакли», порабощенный Российской империей, это обобщенный образ всех народов, которые попали под тяжелую руку « старшего брата». Они не желают воспринимать свое национальное угнетение как «благодеяние», а остаются непокоренными, как Прометей: Не умирает душа наша, Не умирает воля. И несытый не виоре На дне моря поле. Свободолюбивые народы Кавказа много лет с оружием в руках отстаивали свое право жить так, как жили деды и прадеды. «Ненакормленная и гола» воля более дорогая, чем жизнь в империи, где «от молдаванина к финна На всех языках все молчит». С сарказмом пишет Шевченко о жадности имперской власти, об истинной стоимости московского «миссионерства». Новая власть вмешивается у жизнь народа, который не нуждается в хитрой чужинськой « науки»: Если бы вы с нами подружили, Много бы кое-чему научились! У нас же свита как на то — Одна Сибирь неисходима, А тюрм, а люда!.. Что и считает!.. ...У нас научитесь!.. У нас дери, Дери и дай, и просто в рай, Хотя и родню всю забери. Автор размышляет над судьбой народа, у которого стараются отобрать последнее: и свободу, и достатки, добытые нелегкой работой. Эти раздумья снова и снова возвращают нас к образу Прометея. Мы слышим тот самый звон цепей, видим одну и ту же произвол и поругание над стремлением к независимости. И сколько бы не пил несытый двуглавый орел живой горячей крови, народ-прометей, собравши всю свою мощь и всю волю, в который раз воскресает. И осознание того, что новый день принесет новые страдания, все равно не ослабляет сопротивления. Но не отчаяние содержат поетови строки. Он целиком определенный народной силы и верит в то, что борьба небесполезная: Боритеся — поборете, Вам бог помогает! За вас правда, за вас слава и воля святая! Шевченко убежден — если все порабощенные народы совместно будут оказывать сопротивление имперскому гнету, то наконец «встанет правда, встанет воля...» и солнце свободы засияет для всех.
Прометей — символический образ непокоренного народа (за поэмой «Кавказ» Т. Шевченко)
Комментариев нет:
Отправить комментарий