понедельник, 2 февраля 2015 г.

Фантасмагория и миф в романе «Мастер и Маргарита»


Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько непривычный по форме, которая даже о жанре было многому споров. Но очевидно одно: писателю прибегло органически передать существование трех миров - реальности, мифа и фантасмагории. По крайней мере так считают критики. Но присмотримся к тому, что называют мифом. Это же знакомый евангельский текст, пусть и переосмысленный по-своему. Роман в романе об Єшуа и Понтия Пилата совсем не воспринимается как миф. Это священная история человечества, которая призванная напомнить о вечности моральных принципов человеческого общества. Через образ Єшуа Га-Ноцри Булгаков высказывает мысль о том, что всякая власть является насилием над человеком и настанет время, когда ее не будет. С помощью этих глав автор напоминает людям, который быть добрым - это не заслуга, а норма. Если же человек нехороший, то она несчастная, ее нужно пожалеть, потому что она будто больная. Именно с помощью изображения библейского мира Булгаков напоминает, что моральные ценности меняться не могут


и трусливость и через «12 тысяч эхо» так же тягчайший грех, как и измена. Не претендуя на создание новой религии, Булгаков, как когда-то Данте, Гете и другие большие художники, старается решить философские и моральные вопросы и использует для этого элементы фантасмагории. Так проще понять мысль автора, который через парадокс старается освободить мышление читателя от штампов мышления. Это прежде всего видно в той части романа, который отображает быт Москвы времен Булгакова и действия Воланда и его « банды». Здесь фантасмагория и реальность настолько переплетены, что тяжело лишиться мысли о реальности даже того, что реальным не назовешь. Вот к трамваю лезет Бегемот. Кот или котоподибний гражданин? Все здесь превращается или мерещится, как странный гражданин в берете, надвинутому на одно ухо, которое будто соткался из марева на аллее. Но для чего нужна была такая фантасмагория?


Среди серых будней, придавленный властью, которая диктовала безверия, писатель через фантастику старается убедить читателя по-другому взглянуть на мир. А может власть земная не такая уже безоговорочная? А если представить, что есть кое-что такое, что ей неподвластное. Это какой же закон на самом деле руководит миром? Булгаков иронически изображает Берлиоза и к нему подобных, что стараются убедить всех, что ничего, кроме них и их законов, нет. Так же иронически он изображает многочисленных бюрократов, лжецов, взяточников, пьяниц, которые уже давно потоваришували с нечистой силой, потому что жили не по правде. Именно они испытают наказания от фантасмагорических персонажей, которые просто воздають им - «каждому за верой его».


Таким образом использования фантасмагории и мифа оправданное идейным содержанием и замыслом автора романа «Мастер и Маргарита».



Фантасмагория и миф в романе «Мастер и Маргарита»

Комментариев нет:

Отправить комментарий