Говорят, поэты расцветают раз на возрасте. Если это правда, то Павел Тычина расцвел в молодые года, когда появились "Солнечные кларнеты" (1918), " Вместо сонетов и октав", "Плуг" (1920), " В космическом оркестре" (1921), "Золотой гул" (1922), "Ветер из Украины" (1924). Это в самом деле непревзойденная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и восприятие революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождения, и жестокое разочарование действительностью. Наверное, можно сколько угодно говорить сейчас об "непоследовательности" поэта, его "раздвоенность", но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропусти их через него уязвимое сердце. И только тогда, осознавши першовитоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном человеке соединились два поэты. Именно таким увидел я "своего Тычину".
С одной стороны - "Вы знаете, как липа шелестит", "Когда в твои глаза вгляжусь", "Пастели", "Памяти тридцати", "Забухало в двери примером". Со второго - " Во имя", "Партия ведет", "Коммунизма дали видные". Очень хочется ответить на этот вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбились его, как я
Вот он возникает перед нами автором " Солнечных кларнетов": молодой интеллигентный талантливый юноша, который внимательно вглядывается в мир и напряженно ищет ответу на вопрос: в котором связи находятся природа и люди, добро и зло? Что есть определяющим? Поэт доходит вывода, что все в мире взаимосвязанное. Это открытие исполняет его радостью, и ею он делится с нами:
Рощи шумят -
Яслухаю.
Хмарки бегут -
Любуюсь
Любуюсь-Удивляюсь,
Чего души моей
так весело.
И постепенно события первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир такой далекий от гармонии. Но молодое сердце хочет добра, верит в добро и создает его, - так появляются стихи цикла "Энгармоническое", "Кто-то гладил нивы", "Голубизна мою душу овияла". Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта среди него предшественников и современников. А еще - предчувствие революции. Именно тогда родились строки:
Гей, ударьте в струны, кобзаре,
Вдохновите сердца песнями!
Вкрайнськи флаги вверху -
Будто солнце над степями...
И снова - радость, праздник, небывалый подъем в "Золотом гуле". И появляется предчувствия беды:
Черная птица - у него глаза - когти!
Черная птица из гнилых закоулков души,
Из поля боя прилетел,
Кряче.
Или это - не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую границу, которая проляжет между людьми, даже родными по крови ("курки спустили в мать и отца")?
И снова - не считая нет на что - жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:
Я - неугасимый Огонь Прекрасный,
Одвичний дух
Поздравляй же нас ты с солнцем, голубями
Я сильный народ! - с солнцем, голубями
Но мечта так и осталась мечтой. Украина была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые моральные основания народа. Шест-Поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ:
Кто же это так из тебя насмияться смел?
Кто в твое сердце чем загородил?
Я почти физически ощущаю ту боль, которой преисполнена каждая строка стиха, потому что "рубились, бились ридний, свои"; а те, кого считали братьями, предали Украину. Стих заканчивается многозначному вопросом, который, без сомнения, есть прозрачно-риторическим: ответа не надо, она - очевидная:
Кто же так люто бросил на поругание нас?
Мне кажется, что именно здесь и содержатся те першовитоки "роздвое ности" Тычины, которая позднее переросшая в трагедию его таланта. Так, Павел Тычина - гениальный, но глубоко трагический талант. И с этим нельзя не согласиться!
Он любил жизнь во всех его проявлениях и учил этого чувство читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков. Наверное, это надо понять душой и кланяться гениальному художнику за него сердце и талант
Открываю своего Павла Тычину
Комментариев нет:
Отправить комментарий