Произведения О. и. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный российский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантив, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знание о них он брал из жизни, поскольку оборачивался в разных социальных средах, общался с самыми разными людьми. Куприн объездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он выучил страну и знал ее во всех качествах, любил жить одним жизням с простыми людьми, выпытывать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор. Творчество Куприна по правую называют «энциклопедией життяведення». Все окружающее, особенно человеческий быт, быт, служили для него показателем внутреннего жизни человека, объяснением его поведения. Писатель поражает нас своими познаниями в любой области жизни. Они находят особую ценность, потому что это жизненные наблюдения Куприна. Это и предоставляет прозе Куприна богатство реалистического отражения жизни. Например, в рассказе «Анафема» Куприн показал себя блестящим знатоком церковной службы с ее «крюковськими» распевами, требниками, канонами
В «Поединке» и в цикле военных рассказов Куприн - непревзойденный знаток армейской службы и судьбы солдат. О всем он пишет, как знаток, - о цирке, актерской работе, охота, о животных. А в книге «Киевские типы» Куприн появляется перед нами как проникновенный наблюдатель, который сумел вникнуть в душевный мир разных людей, создать целую галерею киевских обывателей. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о таланте Куприна-Реалиста. Но, читая его произведения, мы видим у них и другую сторону - романтическую. Куприн всюду искал ту силу, которая могла бы поднять человека, помочь ее найти внутреннее совершенство и счастье. Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизанные повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригони». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждому своему рассказом он призывает к человечности. А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн чаще всего идеализирует своих героев (Олеся с одноименного рассказа) или наделяет их почти внеземными чувствами (Желтков из « Гранатового браслета»). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна. Так, например, Олесю выгоняют из общества снова, но на этот раз она вынужденная выехать, то есть покинуть далекий ей мир
Ромашов из «Поединка» идет от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он гибнет, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Так святится имя твое!». В романтические тона выкрашенная у Куприна тема любви. О нем он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего больше добродетельного он еще не писал. Это замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, - «большое благословение всему: земли, водам, деревьям, цветам, небам, мерам, людям, зверям и вечной доброте и вечной красоте, заключенными в женщине». Несмотря на то, что в основу « Гранатового браслета» положенные реальные жизненные факты и у него героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции. Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически приподнятое, а в человеке - лучше всего и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтикомодночасно.
Романтизм и реализм в творчестве О. и. Куприна
Комментариев нет:
Отправить комментарий