Начиналась Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, жену спартанского царя Менелая. Греки собрались на них огромным войском, во главе его встал аргоських царь Агамемнон, брат Менелая и мужчина Клитемнестри - сестры Елены. Войско стояло в Авлиди - на греческом берегу, обращенному к Троя. Но отплыть оно не могло - богиня этих мест Артемида, охотница и покровительница породиль, наслала на греков безветрия или даже противные ветра
Чему Артемида это сделала - рассказывали по-разному. Может быть, она просто хотела защитить Трою, которой помогал ее брат Аполлон. Может быть, Агамемнон, на досуге развлекаясь охотой, одной стрелой поразил лань и не по мере гордо воскликнул, что самая Артемида не ударила бы метче, - а это было обидой богини. А может быть, произошло знамение: два орлы схватили и разорвали беременную зайчиха, и кто гадает по сказал: это означает - два цари возьмут Трою, полную сокровищ, но им не пройти гнева Артемиды, покровительницы беременных и породиль. Артемиду нужно умилостивиться
Как умилостивить Артемиду - об этом рассказ был только один. Ворожбит сказал: богиня требует себе человеческой жертвы - пусть на алтаре будет зарезанная родная дочь Агамемнона и Клитемнестри, красавица ифигения. Человеческие жертвы в Греции давно уже были не в обычае; а такая жертва, чтобы отец принес в жертву дочь, была делом совсем неслыханным. И все-таки жертву принесли. За ифигениею послали гонцов: пусть ее привезут к греческому лагерю, царь Агамемнон хочет выдать ее замуж за лучшего греческого героя - Ахилла. ифигению привезли, но вместо свадьбы ее ждала смерть: ее связали, завязали ей рта, чтобы вопли ее не мешали обрядом, понесли к алтарю, жрец занес над ней чем … Но здесь богиня Артемида смилостивилась: она окутала алтарь тучей, бросила под чем жреца вместо девушки жертвенную лань, а ифигению забрала по воздуху на край земли, в Тавриду, и сделала там своей жрицей. О судьбе ифигений в Тавриде Еврипид написал другую трагедию. Но никто из греков не догадывался о том, что случилось: все были уверены, что ифигения упала на алтаре. И иметь ифигений, Клитемнестра, затаила за это смертную ненависть к Агамемнону, своему человеку-детоубийце. Сколько страшных дел послидувало за этим, покажет потом Есхил в своей «Орест».
Вот об этом жертвоприношении ифигений и написал свою трагедию Еврипид. В ней три героя: сперва Агамемнон, потом Клитемнестра и, в конце концов, самая ифигения. Начинается действие разговором Агамемнона со своим верным старым рабом. Ночь, тишина, безветрие, но в сердце Агамемнона нет покоя. Хорошо рабу: его дело - послух; тяжело царя: его дело - решение. В нем борются долг вождя: повести войско к победы - и чувства отца: спасти свою дочь. Сперва долг вождя пересилил:
Он послал в Аргос приказ привезти ифигению в Авлиду - якобы для свадьбы с Ахиллом. Теперь пересилило чувство отца: вот письмо с отменой настоящего приказа, пусть старый как можно быстрее доставит его в Аргос к Клитемнестри, а если иметь с дочерью уже выехали, пусть остановит их в дороге и возвратит назад. Старик идет в дорогую, Агамемнон - в свою палатку; сходит солнце. Появляется хор местных женщин: они, конечно, ни о чем не знают и в длинной песни искренне прославляют большой задуманный поход, пересчитывая вождя за вождем и корабль за кораблем
Песня хора обрывается неожиданным шумом. Раб-Старый недалеко пошел: при выходе из лагеря его встретил тот, кому эта война нужнее и дороже за все, - царь Менелай; недолго думая, он отнял тайное письмо, прочитал его и теперь обсыпает Агамемнона укорами: как, он предал себе и войску, он приносит общее дело на угождение своим семейным делам - хочет сохранить дочь? Агамемнон вспыхивает: не Менелай или затеял все это общее дело на угождение собственным семейным делам - чтобы возвратить жену? «Тщеславец! - Кричит Менелай, - ты добился командования и слишком много берешь на себя! » «Сумасшедший! - Кричит Агамемнон, - много я бэру на себя, но греха на душе не возьму! » И здесь - новая пугает весть: пока братья спорили, никем не предупрежденная Клитемнестра с ифигениею уже подъехала к лагерю, войско уже знает об этом и шумит о царевниной свадьбе. Агамемнон никнут: он видит, что одному против всех ему не выстоять. И Менелай никнут: он понимает, что конечный виновник гибели ифигений - все-таки он. Хор поет песню из любви доброй и нехорошей; нехороша была любовь Елены, которая вызвала эту войну
Въезжают Клитемнестра и ифигения, сходят из колесницы; почему так грустно встречает их Агамемнон? «Царские заботы!» Точно ИЛИ ифигению ожидает свадьбу? «Так, ее поведут к алтарю». А где же свадебная жертва богам? «Ее я и готовлю». Агамемнон уговаривает Клитемнестру оставить дочь и вернуться в Аргос. « Нет, никогда: я - иметь, и на свадьбе я - хозяйка». Клитемнестра входит в палатку, Агамемнон идет в лагерь; хор, понимая, что жертвы и войны не пройти, заглушает печаль песней о грядущем падении Трое
За всем этим остался забытый еще один участник действия - Ахилл. Его именем воспользовались для обмана, не сказав ему. Сейчас он как нет в чем не бывало подходит к палатке Агамемнона:
Или долго ждать похода, воины ропщут! Навстречу ему выходит Клитемнестра и поздравляет его как будущего зятя. Ахилл в удивлении, Клитемнестра - тоже; или нет здесь обмана? И старый раб раскрывает им обман: и умысел против ифигений, и мучения Агамемнона, и его перехваченное письмо. Клитемнестра в отчаянии: она с дочерью в ловушке, все войско будет против них, одна надежда - на Ахилла, ведь он обманут так же, как они! «Так, - отвечает Ахилл, - я не потерплю, чтобы царь играл моим именем, как разбойник топором; я воин, я повинуюсь начальнику на благо дела, но отказываюсь от покорности во имя; кто зацепит ифигению, будет иметь дело со мной! » Хор поет песню в честь Ахилла, поминает счастливую свадьба его отца с морской богиней Фетидою - такую непохожую на нынешнюю кровавую свадьба ифигений.
Ахилл пошел к своим воинам; вместо него поворачивается Агамемнон: «Алтарь готовый, пора для жертвоприношения» - и видит, что его жена и дочь уже все знают. «Ты готовишь в жертву дочь? - Спрашивает Клитемнестра. - Ты будешь молиться о счастливом пути? и о счастливом возвращении? ко мне, в которой ты отбираешь невиновную дочь за розпутницю Елену? к ее сестрам и брату, которые будут шарахаться от твоих кровавых рук? и даже не побоишься правой мести? »-« Пожалей, отец, - заклинает ифигения, - жить так радостно, а умирать так страшно! »-« Что страшно и что не страшно, я знаю сам, - отвечает Агамемнон, - но вот в оружие стоит вся Греция, чтобы чужестранцы не позорили ее жен, и для нее мне не жаль ни своей крови, ни твоей ». Он поворачивается и идет; ифигения жалоб песней оплакивает свою судьбу, но слова отца зажгли ей у душу
Поворачивается Ахилл: воины уже знают все, весь лагерь кипит и требует царевну в жертву, но он, Ахилл, будет ее защищать хотя бы один против всех. «Не надо! - Випрямляеться вдруг ифигения. - Не открывайте, мечей Один на один - берегите их против чужеземцев. Если речь идет о судьбе и чести всей Греции - пусть я буду ее спасительницей! Правда сильнее смерти - я умру за правду, а мужи и жены Греции окажут почести меня славой ». Ахилл в увлечении, Клитемнестра в отчаянии, ифигения запевает ликующую песня на славу кровожадной Артемиды и под эти звуки идет на смерть
Здесь обрывается трагедия Еврипида. Дальше следовала концовка - в возвышенности появлялась Артемида и извещала страждущей Клитемнестри, что дочь ее будет спасена, а под ножом погибнет лань. Потом приходил вестник и рассказывал Клитемнестри, что он видел, когда происходило жертвоприношение: чин обряда, муки Агамемнона, последние слова ифигений, удар жреца, туча над алтарем и ветер, раздулся наконец паруса греческих кораблей. Но эта концовка сохранилась только в позднем переработке; как откликалась на это Клитемнестра, как зарождалась в ее сердце фатальная мысль о мести мужчине, мы не знаем
ифигения в Авлиди
Комментариев нет:
Отправить комментарий