Непоправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», у «мир и свет», что хранятся в человеческой душе, узорю прогресса, который занимается на горизонте истории «, человечества». Писатель реалист, Платонов видел причины, которые заставляют людей «экономить свою природу», «исключать сознание», переходить «изнутри извне», не оставляя в душе ни единого « личного чувства», «терять ощущение самого себя». Он понимал, почему «жизнь на время оставляет» ту или другой человека, подчиняя его без остатка отчаянной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну
А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желанием иногда отвечают злые дела, а в замыслах добра кто то предусмотрел для усиления своей власти уничтожения многих нет в чем не виновных людей, которые якобы мешают общему добру. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последнего лет, не могло дать полного представления нет о его мощи как писателя, не сделать той работы по формированию духовности человека, который оказался по силам таким произведениям, как «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море». Платонов нет на кого не похожий. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от обычной скорости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом ум отказывается поспевать по времени. Какая-то сила задерживает восприятие читающие на каждом слове, кожному соединении слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которого, по убеждению Достоевского, есть единое дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь
Герои Платонов говорят об «пролетарском веществе». Сам Платонов говорил об «социалистическом веществе». В эти понятия он включает живых людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В него произведениях мы видим именно «социалистическое вещество», что хочет из себя самого построить абсолютный идеал
Из кого же составляется живое «социалистическое вещество» у Платонова? Из романтиков жизни в самом полном содержании слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободные от которых бы то не было проявлений эгоизма. На первый взгляд может сдаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они не привередливые, неудобства
Быта переносят легко, как бы не замечая их совсем. Откуда эти люди при ходят, какое их биографическое прошлое не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное
Все они преобразователи мира. Гуманизм этих людей и целиком определенная социальная направленность их устремлений состоит в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижение мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и самые не заметят етого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами людьми раскрепощенной мысли
Герои романтики Платонова политикой, как такой, не занимаются. Потому что они рассматривают революцию, которая свершились, как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, испытал поражения и сметени. И еще поэтому они не занимаются политикой, которая в начале 20х лет новое советское государство еще не сложилось, Вторая группа персонажей это романтики битвы, люди, которые сформировались на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, которые в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все у них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вер нувшись из фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к дела с наилучшими намерениями и из присущий им энергией, но в скором времени оказывается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание что происходит порождало у них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была тем грунтом, на которой расцветало насилие
В романе «Чевенгур» Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить работу. Размышляли приблизительно так: работа причина народных страданий, поскольку работой создаются материальные ценности, которые приводят к имущественной неровности. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неровности: работа. Питаться же надо тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. Из тридцатых лет окликивает нас Платонов своим особым, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при котором бы социальном и политическом устройстве он не пролегал, всегда трудный, полный нахождений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был бы разрушенный человек
Многое роднит писателя Андрея Платонова с него персонажами правдоискателями: та же вера у существования некоторого «плана общего жизни»; те же мечты о революционной перестройке всей жизни, и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия общего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается «новый человек » и «новый мир».
Тема произведения: Особенности прозы А. Платонова
Комментариев нет:
Отправить комментарий