суббота, 9 мая 2015 г.

Война 1812 года в романе Л. Г. Толстого «Война и мир»


«Война и мир» - российская национальная эпопея. « Без ложной скромности, - это как “илиада”», - говорил Толстой Горькому. Из самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной жизням героев, но и теми историческими событиями, на фоне которых разворачиваются события. В центре этих исторических событий стояла война 1812 года. Она и является сюжетным стрежнем «Войны и мира». Всем героям романа, как с высшего аристократического общества, так и простым крестьянам, пришлось столкнуться с войной прямо или косвенно. Именно в войне раскрывались истинные характеры людей, оказалась их суть. «Война и мир» начинается сценами, которые рисуют дворянское общество с него светскими салонами, пустыми разговорами и баллами


О мирной жизни героев речь идет язык в первых двух томах. За это время мы успеваем привыкнуть к персонажам, втянуться в их быт и даже прожить с ними целых семь лет. Война, которая началась с французами, сначала не задевает глубин страны. Не изменился обычный распорядок жизни в Лысых Горах, куда заезжает князь Андрей. Как и когда-то живое и семья Ростовых в Москве, больше встревоженная болезнью Наташи, чем войной. В светских салонах все так же встречаются аристократы, разве что немного изменились темы разговоров. О войне говорят, но она далеко и пока никто не представляет себе всей трагичности ситуации. Идея народного ополчения вызывает у дворян опасения, что крестьяне наберутся свободного духа. «Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один порок», - так говорил один из тех, что собрались в Слободском дворце дворян. У другого оратора, «которого Пъер в прежние времена видел в циганив», « нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в элементе: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». Толстой осуждает и высмеивает этот ошибочный патриотизм, который проявляется только на словах. Мало встревоженные войной пока и крестьяне. Народная Россия еще не поднялась, не ощутила нации, которая угрожает опасность. И лишь тогда по настоящему всколыхнулась Россия, когда враг подошел к Смоленску. Автор показывает поведение в этот момент всех слойв наций, не только дворян, но и купечества, мещанства, крестьян и других. Люди взволнованы будущими событиями. Старый князь Болконський набирает крестьянское ополчение. Этот эпизод усиливает трагичность войны. Теперь уже никакой человек не может стоять в стороне. Сдано Смоленск, всюду страшные картины разрушения, гибель урожая. Все это происходит на фоне отступления войск


«Жара и засуха стояла больше трех недель… хлеба, которые остались на корне, сгорали и высыпались. Болота пересыхали. Скотины ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Шли отступающие войска, утопая в пыли. Солнце представлялось большим багряным шаром. Ветра не было, и люди запыхались в этой недвижимой атмосфере…». Толстой воссоздает тяжелую картину отступления российской армии, которая воспринимается как народное несчастье. Вместе с тем растет решительность выстоять и озлобление против врага. В войну с французской армией вступает вся нации: от представителей дворянства к крестьянам. Создаются партизанские отряды. Война приобретает новый, народный характер с момента прибытия в армию ее нового главнокомандующего. Кутузов персонифицирует в романе в самом деле народную стихию и народную мудрость. Раньше судьба страны была в руках тех немецких генералов-теоретиков, которыми окружил себя Александр. Кутузов же - герой народный, национальный. Толстой показывает, с какой любовью относятся к нему простые солдаты и партизаны. «Говорят, всем доступный, слава Богу. А то с колбасниками бедствие! Недаром Єрмолов в немке просился. Теперь, небось, и с россиянином говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все отступали, все отступали», - говорит о Кутузове Васька Денисов. У Кутузова, по мнению Толстого, воплотилось все лучше, чисто народное. Он не только научен богатейшим опытом, но и и талантливый полководец. Он знает и понимает душу российского человека, и солдаты ему доверяют. «Спасибо» Кутузова было высшей наградой. Он знает и понимает также, что часто решают судьбу боя не распоряжение главнокомандующего, не количество пушек и человеческой силы, а неуловимая сила, называемая боевым духом. И он умеет создать боевой дух в солдатив, умеет поддержать кого ласковым словом, кого взглядом, кого направить на путь искренний строгостью


Через войну прошли все герои романа, она нашла отражение в доле каждого из них. Общение Пъера с российскими солдатами рождает в нем желание « войти в эту жизнь, всем существом просочиться тем, что делает их такими». В войне оказал себя как истинный патриот Андрей Болконський, который, осознавая, что родина в опасности, сделал все, что мог, для ее защиты. Толстой ярко рисует сцены боя в романе. Он не украшает войну, показывает все ее ужасы, вся боль и кровь. Бородино сломило французов. В отчаянной битве россияне не только выстояли, но и совсем вымотали французское войско. Надо добавить, что преимущество в человеческой силе была на стороне французов. Кутузов, заступая на пост главнокомандующего, угрожал французам: «Они будут у меня конину жрать!» И действительно, они, когда у них животы подвело от голода, жрали не только конину, но и падали, кутались, спасаясь от холода, у тряпья и в конце концов с позором бежали из Москвы. «Все торжествовало победу, все кипело жизням в разоренной и ожившей столице». Но победа досталась дорогой ценой. Лучшие люди за спасение родины заплатили своймжиттям.


Толстой показывает, что война стала историческим рубежом в развитии российского общества. Со смертью старого князя Болконського отходит в прошлое екатерининская эпоха. Разрушение Ростовых и смерть графа Ильи Андреевича знаменуют конец и старого патриархального быта



Война 1812 года в романе Л. Г. Толстого «Война и мир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий