Произведение по роману Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания». Среди важнейший вопросов, поставленных российской мыслью XIX столетие, вопрос о религии занимает особое место. Для Ф. Г. Достоевского, человеку глубоко религиозной, смысл жизни состоял в постижении христианских идеалов, любви к ближнему. В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душа, которая прошла через страдание и ошибки к постижению истины. В XIX столетии постоянная видная недостаточность бывших христианских аксиом, и, все они стали перед человеком в виде вопросов, которые требуют неотложного решения. Но самая насущность этих вопросов, самое сознание, которое от них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждого человека, ясно показали, что человечеству, которое усомнилось, нужно было лишь убедиться в истинности своей бывшей веры. Ф. Г. Достоевский очень хорошо это осознавал, и такое понимание повлияло на него творчество
Ведь предшественники Достоевского никогда так ясно и открыто, как он ( в романах «Приниженные и оскорбленные» и «Преступление и наказания»), не поднимали вопросы о нравственности человека. Главным героем романа «Преступление и наказания» есть Родион Раскольников, чуткий, добрый по натуре, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если этим он ставит под угрозу свое дальнейшее существование. Раскольников неординарный, умный, талантливый, терпеливый, но вместе с тем гордый, замкнутый в себе и очень одинокий. Что же заставило, что побуждало этот добрый, умный, бескорыстный человека пойти на убийство, сделать тяжелый грех? Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но постоянно пораженная гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на преступление, бросает вызов окружающим, доказывая себе, что он не «животное дрожащее», а «право имеет». Этот человек много вытерпел и выстрадала. Раскольников бедный и его гордость задета тем, что ему приходится прятаться от хозяйки, который он задолжал за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и родилась удивительная теория преступления. Автор тщательно описывает ее зарождение. Раскольников спрашивает себя: «Или животное я дрожащая или право имею?»
Он долго раздумывает к какому разряду людей принадлежит сам, однако, после совершенного преступления вдруг осознает, что суть его не отвечает теории, потому что совесть не дает ему покоя. Достоевский, разумеется, не согласный с философией своего героя и заставляет его в ней убедить. Рассматривая из христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем, в первую очередь, факт нарушения моральных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, которая по христианским понятием есть глубоко грешной. Имеется в виду даже не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «животные дрожащие», а он, возможно, «право имеет», выбранный. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новому жизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает через этого? Раскольников сам становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старую». Хотя, согласно морали, вбитая старая, что вызывает чувство отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. Это была малюсенькая, сухая бабушка, лет шестидесяти, как пишет Достоевский, « с острыми и злыми глазами, с маленьким острым носом и простоволосая». Она очень напоминает пушкинскую бабу из «Пиковой дамы». Раскольников убедился, что «на общих весах жизни эта чахоточная, глупая и злая старая» значит «не больше как жизни вши», поэтому решил лишить окружающих от безжалостной бабы. Но он не задумывается над тем, что одно преступление вызывает другой, независимо от того, которую человека убили, «или животное дрожащую» или ту, что «право имеет». Так случилось и с Раскольниковим. Убив никчемную бабу, он лишил жизнь и Лизавету - человека, который вызывает в читателя жалость и по сути нет в чем не провинилась перед человечеством. Итак, мы видим, что Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, он никак не мог найти равновесомую, пока не нашел человека, способный понять его и помочь ему. Именно с появлением Сони в душе Раскольникова появляется чувства жалости. Жалость охватывает его при думцы, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастье. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание. Так, когда после службы Раскольников подошел к Соне, и вдруг взяла его за обе руки и приклонила к него плеча главу
Этот короткий жест поразил Раскольникова удивлением. Ему кажется странным, что у нее нет ни наименьшего отвращения к нему, ни наименьшего содрогания. «Это уж была какая-то бесконечность собственного унижения… Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Раскольникова - это отношения Бога к человеку, то есть всепрощение. Сон жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она возвратила Родиона к истины, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в другом свете. Это и помогло Раскольникову найти веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силком своей любви, способностью претерпеть любые страдания она поднимает Раскольникова к себе, помогает ему победить самого себя и возродиться. Эта героиня персонифицирует начало жалости для Раскольникова: «…Он вдруг увидел, что это принижено существо к тому уже приниженная, что ему вдруг стало жаль. Когда же она сделала бы движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и волю всякого, даже самого забитого и незначительного человека
Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, которое посылает Бог. « Благодарю тебя, Бог, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» - восклицает один из героев «Приниженных и оскорбленных». Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. Итак, роман Достоевского «Преступление и наказания» - это произведение, в котором религия является образом решения моральных проблем. «Не убей», - говорит заповедь Христа. «Полюбись ближнего твоего, как самого себя», и тогда любому человеку, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдание и лишение. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердие. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными, все уродливое у них должно уничтожиться. Любить людей можно, только веруя у них преобразование, веруя у Бога. В этом и состоит сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказания».
Религия как образ решения моральных проблем
Комментариев нет:
Отправить комментарий