вторник, 5 мая 2015 г.

Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого (за пьесами "Дай сердцу волю, заведет в неволю", " Пока солнце сойдет, роса глаза выест", "Глитай, или же Паук")

Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого (за пьесами "Дай сердцу волю, заведет в неволю", " Пока солнце сойдет, роса глаза выест", "Глитай, или же Паук")


Марко Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как большой актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам при случае создавал декорации к спектаклям, захватываясь живописью. И особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он автор десятков пьес. Иногда они писались второпях, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и потому часто после премьеры драматург снова правил, менял, вычеркивал. Но, несмотря на это, и сегодня его пьесы представляют украшение репертуаров багатьохтеатрив.


Найвиразнишою признаком его драм было гармоническое объединение украинской этнографии с актуальными проблемами общественной жизни, где выразительно раскрывалось тяжелое и вместе с тем высокодуховное народное жизни


Пьеса Г. Кропивницкого "Дай сердцу волю, заведет в неволю" зна-йомить нас с гуртом сельской молодежи середины XиX столетие. Ее очень интересно читать, потому что все время напрашиваются параллели с современной действительностью; что-то сегодня кажется наивным, до чего-то хочется внимательно прислушаться. Например: "Будем же гулять честно, тихо и смирно, надлежащим образом честному и уважительному парубоцтву, так, как гуляли наши деды и родители... Хозяйку на вечерницах поважать и уважать, как мать, с девушками вести себя с уважением; и не забывать, братця, которая честная девушка - то есть красота и честь всего села".


В течение всей пьесы Кропивницкий доказывает, что самое главное - это верность своим моральным законам. Их соблюдались наши прадеды длинные столетия, и к ним нам надо поворачиваться


Мотивы любви барича с крестьянской девушкой, которое заканчивается для нее трагически, мы находим в пьесе Кропивницкого " Пока солнце сойдет, роса глаза выест". Она читается на одном дыхании, потому что преисполненная динамичности в развитии событий, характеры героев выписаны очень колоритно, жизненно.


Пьеса похожая извне на мелодраму - такой ее делают преувеличенные страсти, драматические эффекты во время изображения препятствий на пути к счастливому жизни Оксаны и Бориса. И крестьянская дочь Оксана, которая хочет научиться грамоты, и Горнов, новый тип интеллигента, которому близкие народнические идеи, и приспособленец и оборотень Гордей Поваренко - все они реалистически обрисованы на фоне сельского жизни и отношений бедности с богачами


Марко Кропивницкий раскрывается перед нами как глубокий психолог в социально-бытовой драме "Глитай, или же Паук". Он очень выразительно срисовал сельского ростовщика, который дает основания назвать эту социальную пьесу наивысшим достижением драматургического наследства художника. В ней воспроизведено одну из типичных ужасных трагедий дооктябрьской действительности - гибель молодой женщины через коварность представителей господствующего класса. Сперва мне сдалось, что Кропивницкий обратился к показу традиционного любовного "треугольника", и углубившись в текст, я понял, что, хотя интимные и теме и отведено много места, и она играет лишь вспомогательную роль. Главное - раскрытие психологии новоявленного експлуатато ра как олицетворения темной силы на селе: "На что же и деньги тебе, на бесовского отца они, когда на них нельзя купить весь мир?" Укинци пьесы гибнет Елена, чьи мысли и мечты о счастливой жизни разбиваются об ограду социальной несправедливости; Бичка убивает Андрей, который берет этот грех на душе, лишь бы подвергнуть наказанию за подлость хищника - лицемера. И еще долго в моей душе остается чувства отвращения и презрения к Бичка, что есть "паук, одно слово - паук". Жаль страдницю Елену и трудолюбивого Андрея, которых постигло тяжелое испытание


Наверное, в том и состоит непревзойденный талант Г. Кропивницкого, что его пьесы после прочтения еще долго смущают душу, принуждают задуматься над действительностью, над нормами морали и личной жизням.



Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого (за пьесами "Дай сердцу волю, заведет в неволю", " Пока солнце сойдет, роса глаза выест", "Глитай, или же Паук")

Комментариев нет:

Отправить комментарий