Мастер - безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его "мертвая кличка: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса". Прозвище "мастер" дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованием "метр", "маестро"; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гетевским Фаустом( по аналогии с Воландом-"Мефистофелем" и Маргаритой-"Гретхен") несущественные. В то же время имеет значение своеобразное " двой-ничество" М. и Воланда(симметрия букв и "М", аутентичность рассказа Воланда и романа М. и т.п.). Герою предоставленное портретное сходство из Гоголя, их роднит также мотив сожженной рукописи. При этом М. - явным образом автобиографический герой; ему 38 лет - столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской(потом Булгаковой). Наверное, не случайно то обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-ий главе. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомного, он рассказывает, что когда-то, будучи историком за образованием, работал в одном из московских музеев, был женатый. Выигравши в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском пидвальчику и начинает писать роман о Понтии Пилата. В этот период М. встречает Маргариту. Однако попытки опубликовать роман вызывают кампанию травли со стороны литературных критиков, которая приводит М. к трудному нервному разладу. "Друг" М. Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос, и М. арестовывают. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, он осознает себя полным изгоем и сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измученный и морально сломленный, готов отказаться от всего прошлого жизни, в том числе и от Маргариты. Будучи на ее просьбу "извлеченный" Воландом с клиники, М. говорит, что ему "скучно" и он хочет "в подвал", выражает надежду, что Маргарита "напоумиться" и пойдет от него, потому что он не желает губить ее жизни вместе со своей собственной. Герои повернуты в арбатский подвал. После того, как Азазелло отравляет их, М. и Маргарита присоединяются к свиты Воланда. Прощаясь с Иваном Бездомным, М. называет его "учеником" и просит написать за него продолжение романа. Посетив место в горах, где терпит Пилат, М. отпускает своего героя на свободу. Во время последнего полета М. приобретает вид человека XVIII ст.(ср. обращение Воланда : "трижды романтический мастер"). По словам Левия Матвея, М. "не заслужил света, он заслужил покой"; поэтому "вечный приют", "вечный дом", дарованный герою, выглядит как амбивалентная "награда/наказание": М. находит покой, забывает о всем и самом забытом. Он остается лишь в памяти Ивана, которому ежегодно является в сне в ночь весеннего полного месяца
Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера
Комментариев нет:
Отправить комментарий