понедельник, 12 января 2015 г.

Моральное падение человека, который идет к цели преступным путем (за комедией и. Карпенка-Карого «Сто тысяч»)

и. Карпенко-Карий — талантливый драматург-новатор последних десятилетий XIX — начала XX столетие, который обогатил украинскую литературу драматическими произведениями разных жанров — исторической, социально-бытовой, социально-психологической драмами, социальной комедией, реалистической трагедией с острым социальнимконфликтом.


В своих пьесах и. Карпенко-Карий создал галерею образов людей, которыми руководили в жизни жажда наживы, власть денег, мания обогащения


В комедии «Сто тысяч» драматург создал образ Герасима Мошны, который через неудачные мошеннические намерения сам стал жертвой еще хитриших мошенников. Мошна — типичный для эпохи драматурга обид кулака — накопитель денег, «преобритатель» земельки, ослепленный жадностью к денег. Деньги и земля — основное содержание жизни Мошны. Драматург показывает, как из зажиточного крестьянина Мошна перерастает и глитая, цель которого — земля, а средство ее достижения — деньги. С этих двух вещей составляется жизни Мошны


Грубый, черствый к человеческим чувствам. Мошна только о земле говорит с увлечением: «Ох, земелько, праздника земелько, божья ты дочечко! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки... Приобритав бы тебя без счета».


Драматург показывает моральное падение Мошны: он скучится по-человечески съесть, работает сам и не дает отдохнуть ни родным, ни наймитам. Он деспотический в отношениях с родными и немилосердный относительно наймитов. Мошна — хозяин-эксплуататор, который хочет к наживе, не стыдясь никаких средств, который не остановился и перед аферой с фальшивыми деньгами


и. Карпенко-Карий своей комедией показывает моральное падение человека, который идет к цели преступным путем. Потерявши деньги, а через это и надежду купить еще земли, Мошна говорит: «Лучше смерть, чем такая потеря». Вот к чему довела Мошну жадность: он не ценит и не дорожит даже собственной жизням, а что уже говорить о жизни других


Образом Мошны драматург осуждает нечестная жизнь, которой настало между богатыми людьми, мошенничество, которое приобрело в те времена массовый явление. Когда Герасим Мошна, одержимый успехами и гонимый конкурентами, решает обменять пять тысяч карбованцев на сто тысяч фальшивых, то он беспредельно рад, что открыл для себя еще один путь обогащения. Однако Мошна не задумывается над моральной стороной этого пути, глаза ему ослепило от перспективы купить землю. От одного представления о докупленном шмате земли в Мошны «дихание опирает».


Первая редакция комедии имела название « Деньги». « Почему « Деньги»?» — думала я. А потом, прочитавши произведение, поняла, что для Мошны самое важное — купить землю, итак, нужны деньги. Поэтому все его поступки направлены на получение денег. А деньги, если только они руководят человеком, — это основная причина всех человеческих недостатков. Именно они сделали Мошну плутом, деспотом, лицемером и стяжателем.



Моральное падение человека, который идет к цели преступным путем (за комедией и. Карпенка-Карого «Сто тысяч»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий