Ученическое произведение по драме Фридриха Шиллера «Разбойники». Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современная ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живое не за верой, а за расчетами и даже в своих ближних усматривает уже не друзей, а соперников. «Разбойники» - первая драма Шиллера. Созданная юным-гением, она и до сих пор остается одним из наиболее интересных его произведений. В нем показано противостояния двух братьев - Карла и Франца, синив графа Моора, носителей двух противоположных мировоззрений. Карл ненавидит убожество окружающего жизни, относится с презрением к тем, кто льстиво повинуется властителям, вжимает нищих. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, прохиндеям, ростовщикам. «Или же втиснуть мне свое тело в корсет, или же зашнуровать законом волю? Закон принуждает ползать слизняком то, что должно летать орлом». Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнавши о решении отца лишить его спадка, он впадает в отчаяние, личную обиду воспринимает как чудищ несправедливости, которое уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами прячется в Богемському лесу, становится предводителем разбойников. Карл начинает грабить богатых, вельможных, тех, кто имеет власть, и помогает обездоленным и гонимым
Совсем противоположных идей и принципов соблюдается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничного, без чести, совесть, жестокого эгоиста. Облудно выставляя в черных красках студенческая жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы все родительское наследство перешло к нему. Более того, он претендует на руку невесты Карла - Амалий. Цель жизни Франца - удовлетворение собственных страстей. Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совести нужны лишь простонародья. Франц хочет власти и денег и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он перепрятывает в башне и обрекает на голодную смерть. Тем временем Франца начинают преследовать ужасные видения, которые можно назвать мучениями пренебреженного совести, - расплата за жестокость и преступления. Своей бездушностью он украшает даже собственный герб: «Бледность бедности и рабского страха - вот цвета моего герба». Франц не в состоянии преодолеть укоров совести, ужаса перед неминуемой карой и в конце концов накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный ли путь он избрал? И понимает, что не тем путем он пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и нареченной Амалий и придет к выводу, который в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокость разбойников, которые делают его дело несправедливой, и решает сдаться властям. « По дороге сюда мне пришлось разговаривать с одним бедняком… у него одиннадцать детей. Тысячу луидоры обещаны тому, кто приведет живым большого разбойника. Этому бедняге можно помочь».
Изображая споры между братьями, между Карлом и законом, Шиллер возбуждается в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильническими методами, то или не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неминуемая для каждого, кто нарушил моральный закон, независимо от мотивов, по которым он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест - с одной стороны, и преступностью любого насильнического протеста - со второго. Это противоречие трагическое, потому что, по мнению автора, в реальной жизни оно не решено
Тема моральной обязанности в драме Фридриха Шиллера «Разбойники»
Комментариев нет:
Отправить комментарий