ГАНС XPICTIAH АНДЕРСЕН
(1805-1875)
Ганс Христиан Андерсен - датский сказочник, романист, поэт и драматург - родился 2 апреля 1805 года в небольшом провинциальном городке Оденсе в семье сапожника. Отец, несмотря на свою специальность, был человеком начитанной и свою любовь к книги сумел передать Ганса Христиану. Влечение к творчеству привел его в 1819 году к столице, где он, живя впроголодь, смог закончить школу и университет
Первые три года в Копенгагене Андерсен связывает своя жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет трагедии и драмы. В 1822 году выходит пьеса "Солнце эльфов", написанная за давньоскандинавським сюжетом. Драма оказалась незрелым, слабым произведением, но привлекла внимание дирекции театра, с которым к тому времени сотрудничал автор-начинающий. Совет директоров добился для Андерсена стипендии и права бесплатного обучения в гимназии. Семнадцатилетний юноша попадается к второму классу латинской школы и, несмотря на насмешку товарищей, заканчивает ее.
В 1826-1827 годах выходят первые печатные стихи Андерсена, а в 1829 году он довольно удачно подвергает испытанию себя в жанре дорожных заметок - книжка "Путешествие пешком от Хольмен-Канала к восточному мысу острова Амагер" поразила современников свежестью мировосприятия, богатой фантазией и жизнерадостным юмором. Странствовать Андерсен любил на протяжении всего своей жизни: он побывал в Германии, Италии, Франции, Англии, Швеции, Португалии, Греции, Северной Африке, собирался к Америке. Его дорожные заметки отмечались точностью зарисовок с натуры в объединении с романтической фантазией, имели познавательный и захватывающий характер, были написанные живым языком. Воспоминания о путешествии в Италию стали основой для написания первого романа Андерсена "имровизатор" (1834). Всего в 30-те года XIX столетие выдающимся датчанином было написано шесть романов ("Импровизатор", "О. Т.", "Только скрипач" и др.), которые имели неизменяемый успех. Автора даже сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго. Но мировое признание ему принесли сказки
С 1835 года Андерсен начинает периодически выдавать сказки, которые в 1841 году войдут в книжку " Сказки, которые были рассказаны детям". Ранние сказки Андерсена - это, как правило, литературные переработки народных сказок, которые он сам слышал в детстве ("Высекало", "Маленький Клаус и Большой Клаус", "Принцесса на горошине", "Дикие лебеди", "Свинопас" и др.). Сюжет " Нового одежды короля" было заимствовано с испанского источника. А вот "Дюймовочка", "Русалочка", "Калоши счастья", "Ромашка", "Стойкий оловянный солдатик", "Оле Лукойе", хотя и кое-что связанные С фольклором, все же таки являются авторскими произведениями. На фоне многочисленных сказочников, которых породила эпоха романтизма в разных странах, сказки Андерсена отличаются отсутствием дидактических основ и, как казалось критикам XIX столетие, отсутствием надлежащего почета к королевским лицам, которые в сказках Андерсена ходят дворцом в шлепанцах (ведь дворец является их домом), стелют постели и варят гречневую кашу. Сказки Андерсена, с одной стороны, есть целиком антисоциальными, а со второго - мегасоциальними. Они вышли за пределы своего столетия, стали постоянными спутниками человечества через видение датским сказочником вечного содержания любого человека, пусть то будет король, королева, принцесса или крестьянин
Символом творчества Андерсена полагает Русалочка, героиня одноименной сказки (ей даже установлен памятник в Дании). Народные сюжеты, связанные с любовью между человеком и антропоморфным естественным существом, существуют у разных народов (вспомним поэтическую драму Леси Украинки "Лесная песня", которую тоже было создано за фольклорными мотивами). Знал подобные легенды и датский фольклор. Но сказка, которую было создано Андерсеном, приобрела особое поэтическое содержание. Русалочка воплощает стихийные силы, от которых уже давно трагически отделилось человечество. Русалочка, Дюймовочка, Гадкий Утенок отображают противоречие между трагически-утилитарным миром людей и таинственными силами природы и творчества
Все романтические герои Андерсена не отказываются от своей истинной поэтической природы, хотя бы как тяжело им велось. Слово "истинный", вообще, есть ключевым у Андерсена. "Истинный" означает естественный, истинный, правдивый. В "Калошах счастья" писатель обигруе вечную проблему неудовольствия людей тем, что они имеют, извечные стремления лучшей судьбы. Неразумный чиновник, который живет в XIX столетии, виднеется о средневековье. Зашив большого страха от осуществления собственной мечты, чиновник поворачивается к своему возрасту и благодарит Бога за то, что он не живет в средневековье. Другим властителем Калош счастья становится простой солдат, который виднеется занять командный пост, но, получив его, очень хочет снова стать простимсолдатом.
"Калоши счастья", с одной стороны, решают философскую проблему счастья в духе религиозного фатализма ( что является характерной чертой романтизма), со второго - иронизируют по поводу идеализации средневековья, которая была весьма распространенной в кругах романтиков (романтическая ирония).
Андерсен является защитником простого и ясного взгляда на мир, какой, по его мнению, и есть истинным. Такой взгляд должны деть и художники. Поэтому именно малый мальчик становится открывателем истины " В новой одежде короля", поэтому й осмеяна глупенькая принцесса с "Свинопаса", которая погналась за дорогими игрушками и отказалась от истинных, естественных, и потому волшебных розы и соловъя. И истинная принцесса всегда будет принцессой, даже в одежде попрошайки ("Принцесса на горошине"), потому что принцессой она родилась (снова религиозный фатализм).
Сороковые года XIX столетия становятся новым и наивысшим достижениям сказочного творчества Андерсена. К сборники "Новые сказки" (1844-1848) вошли наиболее значительные и известнейшие сказки: "Снеговая королева", "Гадкий утенок", "Соловей", "Тень", "Девочка со спичками". Сказки Андерсена становятся более осложненными, глубокими, имеют двойного адресата: через увлекательность фабулы они привлекают детей, а глубиной содержания - взрослых. Его сказки написаны простым языком, приближенным к народной, и этим они являются близкими к детскому пониманию. Но за притворной простотой скрывается философский подтекст, который есть непонятным детям, но интересует взрослых
Многому мотивов творчества Андерсена присоединяются к традиционным романтическим мотивам. Гадкий утенок становится в один ряд с альбатросом Кольриджа и Бодлера, принуждает вспомнить "Чайку" Чехова. Проблема трагического жизни одаренной личности приобрела особую актуальность в эпоху развития буржуазных настроений. Гадкий утенок одновременно является прекрасным лебедем, но ожиревшие жители птичника этого не понимают. Дальше собственной кормушки они не видят и собственную рабскую психологию считают единственно правильной
Сказка "Тень", глубочайшее философское произведение Андерсена, примыкает до двух традиций, которые существовали в романтизме. С одной стороны, история ученого, который был в состоянии путем рационального эксперимента отлучить от себя собственную тень, роднит сказку с произведениями Гофмана ("Крошечка Цахес", "Эликсиры Сатаны"), повестью Шамиссо "Невероятные приключения Петера Шлемиля", а также из знаменитым "Франкенштейном" Мери Годвин-Шелли. Высокодуховный и талантливый человек, который стал рабом тени, самая накликала на себя беду. Не понимая истинной сути природы, ученый отнесся к собственному эксперименту слишком легкомысленно, отпустив тень в гости к соседям. Он думал, что только он сам является самым собой, но человеческая психика - вещь таинственная, и об этом неоднократно говорили романтики, раскрывая тему двийництва. Тень оказывается довольно самостоятельным и зловредным существом, которое разрушает судьбу своего бывшего хозяина. Так через "детский" жанр сказки Андерсен передает глубокие философские мысли
Сборники последнего этапа творчества писателя вышли под названием "Истории" (1852-1855) и "Новые сказки и истории" (1858-1872). Это в самом деле были удивительные истории об окружающем миру, черты реальности все больше внедряются в сказки писателя, героями которых становятся современники автора: обычные люди со своими повседневными заботами и проблемами, выдающиеся ученые и художники. Андерсен хочет привлечь внимание читателя к почти сказочным возможностям человека
В 1855 году появляется автобиографическая книжка " Приключения моей жизни", которая стала продолжением и дополнением первого варианта автобиографии "Сказка моей жизни" (1847). Со страниц этих книжек возникает образ выдающегося человека, большого фантазера, который сумел через всю свою жизнь пронести детскую влюбленность в таинственный мир сказки и щедро поделиться этим со своими читателями
Умер выдающийся датский писатель, основатель литературной сказки, в возрасте семидесяти лет 4 августа 1875 года В Копенгагене
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: "Гадкий утенок", "Соловей", "Девочка со спичками", "Снеговая королева", "Калоши счастья".
Биография писателя: Ганс Христиан Андерсен
Комментариев нет:
Отправить комментарий