Далеко не каждый человек, который читает стих, думает о том, которая его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического малюнко. Длительное время я считал, что стих не схема, не черчения, котором можно детально разбить на тридцятимильйонни части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока до урока, постигая неприятное слово “анализ”, я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в содержании стиха, в глубине чувств автора. Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня из того, что я упоминаю его жизненный путь, те года, в которые он создавал свое произведение
Так стих С. Есенина “Письмо матери” было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизнь. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведение итогов. Много произведений, написанные в этот период, появились грустной констатацией того, что старое пошло бесповоротно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года: Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногой, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю второй. Именно в эти года С. Есенин пишет знаменитое “Письмо матери”, что воспринимается не только как обращения к конкретному адресату, но - шире - как прощания с матерью-родиной: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет
Читая, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в него стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений ощущается в С. Есенина в лирике последнего лет. В трудные минуты печальных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому костру, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихом к матери
У российской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но наверное, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к “милой, родной бабушки”. Его строки пригодные такой пронзительной сердечности, что они будто бы бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как самая собой что выливает нежность:
Ты живая еще, моя бабушка?
Живой и я
Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет
На память приходят снова пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение “Няньке”. Оно так же доброжелательно, перенято чувством вины за длинное молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойство родному человеку: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Обратимся к стиху С. Есенина “Письмо матери”. Разве это не самая музыка чувства? Поэт словно обнял “бабушку” своей душой. Он обращается к нее любя, используя нежные, добрые слова
Его поэтический язык близкий к разговорному, даже, скорее, к народному (”бабушка”, “избушка”, “старомодный старый шушун”, “быстро”). Эти слова предоставляют фольклорное крашение образа матери. Она представляется милой, доброй, сердечной бабушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор С. Есенин - поэт, на стихе которого поют песни. Вот какие слова сказал Н. В, Гоголь о музыкальности российского стиха: “Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон”. Этот особый “звон” и ощущается в поэтическом произведении “Письмо матери”.
Он предоставляет стиху взволнованность. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздадут картину старой “ избушки”, в которой иметь ждет возвращения сына, передают внутренний залог и чувства женщина-матери. Первая строфа начинается по риторическому вопросу: “Ты живая еще, моя бабушка?” В контексте стиха приведенная строка находит особое содержание: ставя вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строке С. Есенин захватывается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используя восклицание, он будто бы старается заверить еще раз свою “бабушку” в том, что у него все нормально, что он “не такой уж горький… пропойца, чтобы… умереть”, не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием замечательных эпитетов (”вечерний несказанный свет”) и эмоционально выкрашенного слова “струится”.
Во второй и третьей строфе ощущаются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленную жизнь, об “кабацкие потасовки”, о запоях. Ее тоска настолько большая, предчувствие настолько нерадостные, что они мучат ее, и она “часто ходит на дорогую”. Образ дороги не раз появляется в стихе. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется иметь, что желает добра и счастья синови. Но поэт, осознавая безысходность своего положения, просит ее не волноваться, не беспокоиться: Не ходи так часто на дорогую В старомодном старом шушуне. В третьей строфе появляется любимый эпитет “синий”. Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, писаных сельских ставней, лисовихквитив.
Без этого цвета в С. Есенина нет почти никакого стиха. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты “вечерний”, “старый”, “тяжелая”. Не случайно употреблено и слово “саданул”, в нем также ощущается мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этот глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием “ничего, по-родственному…” и утвердительным предложением “успокойся”. Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Снова с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отраженное желание сына успокоить иметь, оправдаться, не дать ей поверить сплетням: Ничего, родная! Успокойся. Это только тяжелая бредь.
Очень романтически, приподнято написанные пятая и шестая строфы, в которых поэт виднеется о возвращении домой (но не к прошлому): Я как и раньше так же нежный И мечту только лишь о том, Чтобы скорее от тоски мятежной Отворачивать в низенький наш дом. Характерный и образ белого сада, который символизирует яркую пору весны, юности поэта: Я вернусь, когда раскинет области По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж па рассвета Не буди, как восемь лет тому. В последних строфах сдержанность уступает местом накалу переживаний. Поэт будто бы на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение
Он использует анафору, которая предоставляет эмоциональное крашение данным строкам (”не буди…”, “не волнуй…”, “не сбылось…”, “не учи…”, “не треба…”, “не грусти…”, “не ходи…”). Такое усиленное возражение показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция предоставляет завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стиха, который несет в себе душевный залог лирического героя. В стихах С. Есенина, по-русски щир и откровенных, ощущается битье неспокойного, нежного сердца поето. Недаром его поэзия была и остается близкая и поняла многим российским людям. Ведь в ней “российский дух”, в ней “Русью пахнет”. Лирика поэта близкая и поняла, в ней ощущается человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время
Стих Сергея Есенина «Письмо матери» ( мысли и чувство автора)
Комментариев нет:
Отправить комментарий