Одна из основных особенностей литературы XX столетие состоит в ее неразрывной связи с явлениями общественного жизни. Соображение о дружбе и любовь происходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимые от раздумий о судьбе человечества в XX столетии
Но в творчестве Франсуази Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках частного жизни человека. Писательница часто рисует жизни парижской богемы, к которой принадлежат много ее героев, показывает падение современных обычаев, то есть изображает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст политического жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, который становится частью общества и существует по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбы, к человеческим отношениям, остается духовно опустошенным и пожинает плоды своей легкомысленности, эгоизма и аморальности
Франсуаза Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман «Здрастуй, грусть» был воспринятый современниками, как знак эпохи падения морали. В художественном мире Саган нет места прочного и по-настоящему сильного человеческого вкуса: родившись и окрепши, это чувства непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит другое чувство — чувство грусти и разочарование
Благодаря стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна бросает ее отца и гибнет от несчастного случая, а Сесиль снова находит отнятую у нее радость жизни, продолжает существование, преисполненное легкомысленности и развлечений, но где-то глубоко в ее сознании навсегда затаился грусть. Эта грусть присущий всему поколению, которое изображает Саган, поколению, которое розтра
Слышит свои силы в погоне за удовлетворениями и становится неспособным к действительному чувству
Жиль Ланибье, молодой и процветающий журналист, герой романа «Немного солнца в холодной воде», впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которая вносит у него жизнь Натальи. И он теряет эту женщину, подвергшись ошибочному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым
Франсуаза Саган старается исследовать природу любви. Подобно писателям « утраченного поколения», она задает себе вопрос о ее духовной или материальную сущность. Она ищет ответу на вопрос, который же такое действительная любовь, где ее начало. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и идет вместе с ним. Тот опыт, которые постепенно накапливают герои, оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечте своей юности. Герой Саган изначально неспособен воспринять и оценить то, что писательница называет «действительной любовью» (по-настоящему любит Анна в романе «Здрастуй, грусть», Натальи — в романе «Немного солнца в холодной воде»), он должен пройти определенный жизненный путь, только тогда он сможет приблизиться к пониманию любви
В ряде романов Франсуази Саган звучит еще один мотив — мотив приподнятой любви молодого человека к пожилой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об опустошенности молодого поколения, о его тягу к любви, которая никогда не будет удовлетворена
На фоне коллизий XX столетия происходит развитие внутренней драмы личности, которая и отображается в литературе. Трагедия человека, который потерял содержание своей жизни, оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Соображение о дружбе и любовь представлена в контексте проблемы хранения человека как личности. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в этих моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но возможность моральной победы человека связана с ее собственным выбором, ее индивидуальнимришенням.
Соображение о дружбе и любовь в доле человечества XX столетие (за творчеством Ф. Саган)
Комментариев нет:
Отправить комментарий