Судьба Украины по-настоящему болела Кобзарю. Большое количество его произведений перенятая болью относительно положения его народа, всего государства. Часто поэт объединяет эпический рассказ с раздумьями. В произведении «и мертвым, и живым, и неродившимся...» эпического рассказа совсем нет только напряженное лирическое чувство и мысли. За интенсивностью эмоций и раздумий это произведение не уступает всем эпическим драмам и трагедиям, потому что осмысление положения Украины времен Кобзаря и было истинной трагедией
Тарас Шевченко избирает жанр послании, уже в названии четко отмечая «адресатов». Послания — это своеобразное завещание, призыв к действиям и раздумьям, к изменениям. Это не просто произведение, которое надо прочитать и запомнить сюжет. Это произведение, которое должных вызвать изменения если не в поведении, то по крайней мере во взглядах читателя...
На самом деле я еще раз убедился в литературном таланте и гениальности Тараса Шевченко. Его поэтическое слово западает в самую душу читателя, прорастая там сначала маленьким ростком, который со временем расцветает в буйное дерево новых идей и взглядов. Это послания в самом деле «действует», потому что имело произведений из всех мной прочитанных не просто поразили меня настолько же, но и в чем-то изменили, воспитались...
Болит поэту положение народа. Кобзарь говорит о господ, которые лицемерят на протяжении всего своей жизни, потому что говорят, что любят свой народ. И они, наверное, его любят, вот только не понимают, что народ — это не какое-то абстрактное понятие, а живые люди, из которых эти самые господа постоянно издеваются. Не напоминает ли нам эта ситуация «любви к абстрактному народу» современное состояние дел в Украине?.. Остается только снова и снова удивляться пророческому дару Шевченко!
Поэт предупреждает господ, что несправедливость вечно длиться не может и скоро ей настанет конец, а им «бедствие будет». Однако Тарас Шевченко высказывает мысль, которую не понимали большинство его предшественников, хотя и были они не меньшими патриотами. Нельзя возражать и «уничтожать» панство, потому что именно оно есть единой просвещенной, культурной частью населения. Преодоление проблемы не в уничтожении господ, а в преобразовании этих ослепленных богатством и властью людей на национальную элиту, прежде всего интеллектуальную и патриотическую за своей идейной направленностью
Отсюда вытекает еще один важный вопрос, ответ на которое находим в самом же произведении. Этот вопрос диалектики национализма ( в наилучшем понимании этого слова) и космополитизма. То есть, говоря просто, «своего» и «чужого». Известная фраза Т. Шевченко становится крылатой недаром: «и чужого учите, и своего не сторонитесь...» Объединение собственных традиций, знание своей истории, языки и литературы с достояниями европейской и мировой культуры может сделать просвещенный и культурный человека национально сознательным, но не ограниченным в эрудиции патриотом... Если бы только современные украинцы, которых бросает в крайнощи ( от радикальной прозападной позиции к шароварщини и хуторянства), лучше прислушались к словам гениального художника, которые звучат к нам с глубины прошлого и — я так на это надеюсь — в конце концов будут-таки услышанными!
«и мертвым, и живым, и неродившимся...» - послание Кобзаря потомкам
Комментариев нет:
Отправить комментарий