среда, 10 июня 2015 г.

Фольклорные источники повести М. Г. Коцюбинского "Тени забытых предков" (2)

"Тени забытых предков" является ярким образцом мастерского использования Г. Коцюбинским богатейшей казны народного творчества


В этой повести писатель с чрезвычайной проникновенностью воссоздал своеобразность народного мировоззрения именно так, как он оказался у фольклоре


Г. Коцюбинского пленил волшебный уголок Карпат. Его захватывала сказочность края, величественность природы, жизнь гуцул с них богатой фантазией и необыкновенной психикой, их глубоко поэтическое, образное мышление


Уже самое название повести, над выбором которой долго размышлял писатель, содержит намек на загадочность, сказочность и дыхания возрастов


Начало произведения простое, спокойный, как и принадлежит эпосу или сказке. Но уже из первых слов сказа в ней появляется фантастический элемент. Неспокоен был новорожденный иванко, и забобоння иметь, не знавая, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Наверное, баба при родах "не обкурила где-то дома", "не засветила свечки", и ей подложили бесенка. Итак из первых дней своего рождения иванко попадается в атмосферу фантастических народных верований, которые его родители унаследовали от своих, а те — от еще давнишихпредкив.


Г. Коцюбинский видит источника мифологических представлений гуцул не только в давней традиции, которая идет от предкив, а и в особенностях самой горной природы и образа жизни среди нее. Естественные явления становятся источником рождения фантастических образов. Так, в детстве и для иванка, и для Марички " весь мир был как сказка, полная чудес,


Таинственная, интересная и страшная".


Во взрослом возрасте у героев фантастические представления не исчезают, а лишь приобретают иншихформ.


Интересной есть сцена первого появления иванка на горной долине, среди овцеводов. Он находит их за разжиганием огня, причем древним образом — с помощью трески и камня. Овцеводы не отвечают гуцулу на него приветствие, потому что занятые священным делом. И только когда маленький огонек выскочил из занозы и "ватаг набожно поднял огонь и вонзил в костер", он обернулся и ответил на иванкове приветствие


и это не прихоть, не чудачество ватага, а сознательное обоготворение огня. Потому что именно огонь имеет на протяжении всего сезона выпаса овец оборонять от всего лихого маржинку. Когда уже Иван поворачивается с горные долины в село, то там еще остаются люди, которые " должны ждать, аж угаснет огонь, тот огонь полонинський, что сам родился, будто бог, сам


Имеет и заснуть". . Поставивши за цель показать психику гуцула, Г. Коцюбинский согласно действительности наделяет ее фантастическими представлениями о миру. И в будничном факте, и в работе, и в песни — везде человек видит мистические силы. Фантастические образа повести призванные не столько создать романтическую историю, сколько передать особенности психологии характеров, духовного мира героев


Любовь Ивана и Марички от самого начала было трагическим. Потому что оно было большим и более сильным при жизни. 1 когда гибнет Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. Призыв любви и мучения порождают в него душе иллюзии, фантастические образа, а со временем приводят к тому, что Иван, как и Маричка, потерявши внимательность, гибнет от столкновения с дикой горной природой


Рисуя непреодолимую силу любви, автор ищет его источника в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве людской души, которая сохраняет в своих глубинах вековой опыт вплоть до верований наших далекихпредкив.


Повесть Г. Коцюбинского — это будто сам голос души, что его хотел разбудить в каждом человеке большой писатель. Напомнить нам: мы тоже украинке, и забытые предки щодень говорят с нами родным словом, сказкой, легендой, поверьем, песней, ростом травы и дерева, голосомводи.



Фольклорные источники повести М. Г. Коцюбинского "Тени забытых предков" (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий