Талант Шевченко многогранный: он был и глубоким лириком, и творцом бессмертных лиро-эпических и эпических поэм. Шевченко является автором многих драгоценных жемчужин лирической поэзии. Много его стихов пошли в народ, стали народными песнями
Свои стихи он называл "думами", указывая этим словом на родственность их с народной поэзией. "Думы" выражают заветные помыслы и стремления. Поэтическое слово автор назначает для трудящихся Украины. Призвание свое Шевченко усматривает в том, чтобы быть народным поэтом, ведь и своему сборнику он дал название "Кобзарь", подчеркивая этим органическую связь ее с народной поэзией
Единение поэзии и фольклора особенно выразительно подчеркнуто в обиде Балагура. Это образ не только народного певца, кобзаря, а и вдохновенного поэта. Народный певец Балагур — носитель народнопоетичнихтрадиций.
Он тесно связан с массами. Поет девушкам на выгоне, парням в кабаке, женатым на банкете, на базаре и т.п. Люди любят его песни, потому что они разгоняют тоску, является проявлением народ их взглядов на общественную и родственную жизни
Вместе с тем Балагур наделен и чертами романтического поэта. Он, как дважды подчеркнуто в стихе, "причудливый", то есть странный. "Запоет, засмеется, а на слезы обратит", "Запоет свадебной, а на кручину обратит." Балагур наделен чрезвычайными способностями, он "все знает", "все слышит", его мысль старается проникнуть в тайне вселенной, она "край свита на туче шишка".
А в часы творческого вдохновения он убегает от людей и свои задушевные песни поет в степи на могиле, чтобы никто не видел,
Чтобы ветер по полю слова размахал,
Чтобы люде не слышали, потому что это божье слово,
То сердце по волу с богомрозмовля.
О роли поэта в жизни народа речь идет не только в поэзии "Балагур", а также и в других произведениях: "На вечную память Котляревському", "К Основъяненка", "Гайдамака".
В поэзии "На вечную память Котляревському" соловей-поэт воспевает для сирот, девушек, и от него щебета "сохнут мелкие слезы". В другой поэзии поэт виднеется писать так, чтобы на "весь мир услышали". В "Гайдамаках" кобзарь поет в боевых лавах повстанцев, надышит их на освободительную борьбу, его песни ведут народных мстителей вперед. Это кобзарь Волох. Певец, который выражает взгляды и стремление народа. Репертуар его, как и Балагуры, очень широкий, о чем свидетельствует разговор гайдамаков: "А мудро поет! Когда не послушаешь, все другую". В своих песнях Волох прославляет борьбу, которую вел народ в прошлому против турок и татарин, против польской шляхты. Песни Волоха обращенные не только в прошлое, а воспевают и современную ему борьбу, участником которой является он сам, прославляет предводителя повстанцев Максима Зализняка. Появившись за несколько часов к началу восстания, кобзарь сопроводит гайдамаков в боях, поет им песни, вдохновляя на подвиги. Образом кобзаря Шевченко подчеркивает связь поэзии с жизнью и борьбой народа, большую силу песни
Образ Волоха реалистический, взятый из действительности. В объяснениях Шевченко удостоверил: "За гайдамаками ходил кобзарь; его называли слепым Волохом. (Дед рассказывал)". Участие в восстании 1768 года народных певцов и музыкантов, которые выполняли роль вдохновителей, подтверждается историческими данными. Так, в селе Кодни вместе с крестьянами, которые восстали, было казнено трех кобзарей и одного скрипача. Возле Канева казненный бандурист Григорий Кобзарь. Волох из "Гайдамаков" был типичным для того времени
Поэзия для Шевченко очень дорога: это цветы его души, это родные деть его сердца
Тема роли поэта в общественной жизни многими аспектами перекликается с этой же темой в творчестве Пушкина. Молодой Шевченко формировал свои взгляды на поэта и поэзию под влиянием передовой российской, украинской и польской литературы
Образ народного певца в поэзии Т. Г. Шевченко (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий