среда, 14 января 2015 г.

Трагедийное звучание произведения О. Довженко «Украина в огне»

«Украина в огне» - это киноповесть, в которой О. Довженко показал трагические страницы в истории Украины, это протест человека, который поднялся над обломками разрушенной страны. Своим произведением автор призывает людей к мирному сосуществованию, он будто хочет крикнуть « Нет!» войне, которая столько горя наносила нашим городам и селам. Сироты и калеки, разрушенные храмы, опустошенные поля, истерзанные человеческие судьбе - это то, чего нанесла война. В киноповести много лирических отступлений, из которых ярко возникает сплюндрована родная земля: «Об украинская земля, как укривавилась ты!» Автор рисует страшные картины «мира в бое»: «Вовки в кустах, наевшись человеческого мяса, приходились животами к земле и волочились, гадячи ее в бесшабашном проклятом волчьем испуге».


Трагедия Украины - это прежде всего трагедия трудолюбивых и отважных, мужественных и певучих, терпеливых и прекрасных украинцев. В центре киноповести - жизнь семьи Запорожцев, которая олицетворяет судьбу всего народа. Много горя нанесла им война: не все сыны вернулись домой, трагически сложилась судьба жен-полонянок


Одной из наиболее трагичный страниц произведения есть судьба женщины на войне. Героини «Украины в огне» Олеся Запорожец и Христя Хуторна прошли через ад насилия и аморальности со стороны фашистов, но остались морально чистыми и величественными. Олесе принадлежат пророческие слова: «Мы женщины, Христос. Мы матери нашего рода. Надо все перенести, надо родить детей, чтобы не перевелся народ». Олесе прибегло убежать из поезда, и хоть тяжело было, но сумела пережить ужасы войны, найти дорогую домой. Женщина несет на своих плечах бремя жестокости, насилия, горя потерь родных и близькихлюдей.


О. Довженко, изображая трагические картины войны, показывает ее разрушительницей, большой руиной, которая прошла безжалостно Украиной. И люди не меняются в миг испытаний, а раскрываются. Скрытый эгоист, подхалим, вымогатель становится предателем. С ненавистью показывает Довженко голов горсоветов, бездушных военторгивцив, которые, спасаясь, бросали на произвол судьбы свой народ


«Украина в огне» - это незабываемая история семьи Запорожцев. «Что смерть моя и смерть моих детей? И что мои мизерные мучения, когда исчезают у небытия тысячи наших людей. Гибнут семьи, гибнут роды без числа и края…», - Думавзапорожець.


Верный исторической правде, О. Довженко осуждает войну словами итальянца Пальмы: « В этой войне не будет победителей и побежденных, а будут погибшие и уцелевшие». Каждым рядышком киноповести автор показывает трагизм и бестолковость войны, ее ужасные следствия, воспевает мужество и отвагу воинов - «героев большое грозного времени», призывает бороться за мир


Если бы здiйснилося все то, о чем мрiяв О. Довженко, которым бы счастливым стало человечество! Александр Петрович - унiкальна фигура в iсторiй Украины. Судьба надiлила его щедрым талантом: вiн умiв любить - Украину, ее народ, своих батькiв, природу, своих жен, творчiсть, лiтературу, кiно, живопись, любую цiкаву творческое дело. Это наш i писатель, i кiнорежисер, i художник, i государственный человек. Все ему было пiд силу, на все его хватало. За что бы не взялся - i все выходило талантливо. Вiн всегда мрiяв, жил активной общественной жизням, любил новое, змiни, любивмайбутне.


Пока вiрив, мрiяв - жилось счастливо, но постепенно рожевi очки потускнiли, безжалiсна государственная машина проехалась гусеницами i по нему


“Украина в огнi” - это переломный этап в життi i творчостi О. Довженко. Останнi его произведения - это уже не Довженко. Я бы нiколи не присвоила ему Ленiнськой премiй за “Поэму о море”.


Прослiдкуемо, как, почему i когда Довженко перестает быть самым собой. I так: сначала мрiяв всю землю превратить в розкiшний квiтучий сад, сам садил фруктовi сады на Кийвськiй кiностудiй i на Мосфiльмi. Его называли “живым аккумулятором iдей”, ко всему вiн был небайду жим: i к Мiчурiна, i к космосу, i к жизни в iнших странах. Имел чрезвычайно богатый внутрiшнiй свiт. Носил в собi океан iдей, сюжетiв. Довгi года вынашивал план архiтектурной застройки i реставрацiй Киева, создал цiлий проект архiтектурного оформление Днiпра, мрiяв о будiвництво на него берегах сiл нового типа, а пiд столицей хотiв создать село-музей, к которому были бы перенесенi дома с усiх регiонiв Украины. Задолго к полету Ю. Гагарiна дiлився на зъйздi своими мыслями о пiдкорення космоса. Его цiкавили проблемы садiвництва i освоение тайги, вiн проектировал памятники i монументы выдающимся дiячам украинского народа


Находясь в полонi фантазiй i чрезвычайных iдей, прозiрливо видел i вiдчував недолiки суспiльного устройства. Глубоко это переживал, нiби вiдчуваючи i собственную вину. Этими раздумьями ряснiе его дневник: “…будь я Богом, я переработал бы цiлий свiт, создавши его лучшим, куда бы не глянул мой всевидящий сердитый глаз…” Вiн был дитятею своей необыкновенной эпохи, дитятею большого истинного искусства


А тем временем искусство теряло свои основнi функцiй - нести людям эстетичное наслаждение, быть средством самовыражения i пiзнання свiту, средством змiни человека к лучшему - i становилось покiрною служанкой правящей iдеологiй. Партiйними вказiвками навъязувався фальшивый оптимiзм i фанатичная вiра в гегемонiю робiтничого класса, партiю, комунiзм.


Предчувствие катастрофы, глубокой прiрви, в которую скатилось суспiльство, к Довженко придет пiзнiше, как i к Волновому или Яновського. А то гiрке прозрiння вiд сна-заблуждения станет большой внутрiшньою суперечнi стю, трагедiею. Сначала Довженко, будучи за характером романтиком, свiдомо пiдтримував iдей нового порядка, вiн вiддав свiй талант общему оркестру, но потiм внутрiшня вiльна природа художника активно противилась этому, она пiдносила его над актуальными бiльшовицькими iдеями колективiзацiй, iндустрiалiзацiй к глубинному осмыслению вiчних человеческих проблем в тiснiй едностi с нацiональними. На экран или в текст назойливо прорывалась болезненная правда, которая мучила его. I вiн написал правду сначала в “Дневнике”, а потiм в “Украйнi в огнi”. Конечно, эта правда правлячiй верхiвцi, i Сталiну в том числi, не понравилась. Началась травля писателя. Сломать Художника, которым был Довженко, поставить его на колiна, принудить пiти против своего народа, сделать его творчiсть орудием антинародной пропаганды - это была жорстокiша наказание, нiж сгноить на Соловках или выслать на Колыму. Довженко постiйно вiдчував дискомфорт, ведь вiн усвiдомлював величину своего таланта, но реалiзувати его вiльно, на полную мiць не зумiв. Вiд этого вiн постiйно страдал. Ему казалось, что вiн предал свiй народ, не живя в Украйнi, что его всi забыли. О. Довженко преждевременно умер вiд боли сердца. В художницi Аллы Горськой есть портрет Довженко: розполовинене лицо (темное i свiтле), которое художник охватил руками. Этот портрет очень точно передает трагедiю большого Художника



Трагедийное звучание произведения О. Довженко «Украина в огне»

Комментариев нет:

Отправить комментарий