Произведение-Описание картины Ильи Репина. "Запорожцы пишут письма турецкому султану"
Гордостью Слобожанщины есть художник и. Ю. Репин, наш славный земляк
Центральное место в собрании Харьковского художественного музея занимает его картина "Запорожцы пишут письма турецкому султану" (1889-1896). Это полотно принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности художника
В результате вдохновенной работы над этой патриотической темой из истории запорожского казачества, которая продолжительная почти два десятилетия, Репин создал две большие картины: первая, написанная в 1880-1891 годах, принадлежит Российскому музея в Петербурге, другу, которая раньше находилась в Государственной Третьяковской галерее, 1932 года было передано на родину Репина - В Харьков
Начало работы над "Запорожцами" хорошо известный: мистецтвозна вець М. В. Прахов, соученик Репина по Академии, посоветовал использовать письмо запорожцев к турецкому султану как сюжетную основу для картины. Творческое воображение художника было подготовлено к этой теме детскими и юношескими впечатлениями на Слобожанщине, его увлечением украинской историей и этнографией
Поездка 1880 года на места бывшей Запорожской Сечи за маршрутом, разработанным историком М. и. Костомаровым, дала необходимый историко-документальный и натурный материал. Репин ближе познакомил сия с казацкими старобытностями и архитектурой, народным бытом. Тогда же, 1880 года, художник приступил к созданию первого варианта "Запорожцев". Картина еще не была завершена, а Репин, который чрезвычайно серьезно относился к понятию исторической правды, ощутил недостаток вспомогательного материала и знаний. Особенно это стало очевидным после зна-йомства 1887 года с Д. и. Яворницьким - земляком художника, знатоком истории запорожского казачества
За новым маршрутом, предложенным Яворницьким, 1888 и 1889 годами Репин посещает Украину, Кубань, Северный Кавказ, где встречается с потомками запорожцев. Яворницький стал деятельным руководством художника в работе над запорожской темой, помог ему глубже выучить жизнь и побутнароду.
Новый колоритный типаж, блестящие экскурсы Яворницького в историю Сечи и очерк о легендарного кошового Ивана Сирка - нашего земляка из Мерефи, написанный специально для Репина, дали импульс дальнейшей работе над этой темой. 1889 года Репин начинает новое произведение. "Картину свою на прежнем холсте, казалось, совсем вот-вот должен был кончить. А вон вдруг под наплывом новых представленный начал на новом холсте, и вышло две картины", - пишет М. и. Мурашка 1890 года после посещения мастерской художника. Богатейший материал последних поездок, эмоциональное переосмысление темы стали основой создания нашего полотна
В отличие от петербургского варианта из него довольно академической, уравновешенной композицией и горизонтально-фризовой ритмикой, харьковской картине присущее жанрово-романтическое звучание, более эмоциональный подход к решению исторической темы
Чувство гениального художника и человека, который возрос на Украине, помогло Репину отбить в "Запорожцах" дух наций, ее менталитет. А захват и уважение, что он ощущал до этого рыцарского народного ордену, воплотились в оригинальной многофигурной композиции - проявлении сути запорожской вольницы. Показывая запорожцев в момент наивысшего проявления их жизнелюбия и бесстрашия, Репин раскрывает истинную стихию народных характеров, дух рыцарства и общества, присущий казакам
"...Ну и народец же!!! ...Глава кругом идет вот их гама и шума, с ими нельзя расстаться, - писал Репин Стасову, - веселый народ. Чертовский народ!" В этой "хоровой" картине каждый персонаж ведет свою партию - каждый изображенный имеет свой характер, свой норов. Такая же динамическая, сочная и темпераментная живопись, выдержанная в теплой червоно-вохристий колористичний гамме, которая передает приглушенные краски пожилого предвечерья, дыма, тумана, которые окутывают казацкое общество
За глубиной и серьезностью воплощения исторической темы, фундаменталь нистю и уровнем научного подхода обе картины принадлежат к лучшим образцам исторической живописи. Роль "Запорожцев" в творческом наследстве Репина оценил Стасов - еще в эскизе он ощутил их значимость как "высшего творения", сравнивши с "Ночным дозором" Рембрандта.
Харьковскую картину Репин завершил 1896 года. Впервые она показана на Выставке опытов художественного творчества российских и иностранных художников 1896-1897 годами в Петербурге. Тогда же картину купил П. Г. Третьяков. К него галереи она попала 1897 года, после Выставки искусства и индустрии В Стокгольме
Произведение-Описание картины Ильи Репина. "Запорожцы пишут письма турецкому султану"
Комментариев нет:
Отправить комментарий