Утро. Человек просыпается и не находит себя. Еще есть мысли, но они большей частью "вчерашние": "надо не опоздать на работу", " звонит ли часы". А человека уже нет. Вместо того в кровати лежит на спине огромное странное насекомое, беспомощно теребит комашиними ножками, стараясь встать, но трудный панцирь тянет дола
Что это? Ночные ужасы? Тяжелая психическая болезнь? Нет, это реальность. Реальность, в которой будут жить герои новеллы "Перевоплощение". Реальность, в которую поверит читатель. Особая реальность Ф. Кафки.
Когда-то давние люди не могли объяснить многих естественных сил, путей людской судьбы. Их фантазия создала мифы о богах и сверхъестественные существа, которые правят миром, руководят судьбами и поступками людей. Реальность и фантастика в таких мифах тесно переплетались, отбивая невозможность человека логически осмыслить мир, в котором она жила. Много древних мифов рассказывали о перевоплощении человека в цветок, дерево, животного. Большей частью герои давних мифов наказывались перевоплощением за недостатки характера, плохие поступки. И такое перевоплощение воспринималось как предупреждения, предостережение людям
Ф. Кафка создает свой миф. Реальность и фантастика объединяются, чтобы создать образную картину современного автору мира, безжалостного и абсурдного, где ничего не подвергается логическому толкованию, где человек обречен на одинокость, где чувствует себя она лишь насекомым
За что судьба наказывает главного героя новеллы Грегора Замзу? Он обычный молодой человек. Все его усилия и заботы были подчинены семьи. Он настойчиво работал, чтобы удерживать обанкротившегося отца, больную мать, младшую сестру. Работу свою он не любил и мечтал когда-то покинуть ее, но не теперь, а когда-то. Когда семья будет обеспечена, когда сестра будет учиться в консерватории, о которой виднеется. Именно об этом позволяет себе помечтать Грегор, лежа в кровати и ощущая в себе какие-то странные изменения, но еще не осознавая их. Он лишь ощущает, что ему тяжело перевернуться на правый бок, на котором он привык спать. Такие подробности, которые ими насыщает рассказ Кафка, только усиливают впечатление достоверности всего, что происходит. Наконец герой убедился, что он превратился на насекомого, что это не сон, не мечтания, как сдалось ему сначала. И, убедившись, герой пришел в ужас. Но совсем не самого перевоплощения. Пришел в ужас, который опоздал на поезд и теперь не имеет даже надежды быть на работе своевременно. Пришел в ужас, который в новом виде ему тяжело будет работать с клиентами и семья останется без средств. Пришел в ужас, когда услышал кроткий голос матери и в ответ свой комашиний писк, ему стыдно за перевоплощения передридними.
Интересно, что Грегор никого с близких не призывает на помощь, хотя это была бы нормальная реакция. Он почти сразу воспринимает свое перевоплощение без внутренней борьбы. А все свои усилия сосредоточивает на приспособлении к новому телу, к новым условиям жизни. И даже находит кое-что приятное в своем новом положении. Например, он выяснил, что может лазить по стеле, и даже полюбился подолгу там висеть. Его мучат стыд и безысходность, гидотливе отношение наиболее дорогих ему людей, но он даже себе не задает вопрос, почему с ним это произошло, за что он наказывается перевоплощением. Возможно, поэтому, что внутренне, еще в обиде человека, Грегор чувствовал себя насекомым, которое ничего не может изменить в жизни? Возможно, поэтому, что в своей семье он был одинокий и его любили до тех пор, пока он приносил пользу? На эти вопросы автор не дает ответа. Его стиль, насыщенный бытовыми подробностями, наоборот, будто принуждает читателя сосредоточиться на событиях, а не размышлять над причинами. И этот стилевой прием снова напоминает давние мифы, в которых подавалась лишь рассказ о событиях, и каждом имел право толковать их. К тому же мифы были произведением коллективного творчества, позиция автора не имела никакого значение. Объективный, или как его называют, "протокольный стиль" Кафки имеет, возможно, такую же цель. И "миф Кафки" тоже каждый имеет право толковать согласно своим життевихцинностей.
Наверно, события, описанные в новелле, неслучайно начинаются утром. Утро. Человек просыпается. Возможно, чтобы начать новый день. Во многом похожий на предыдущий, но новый. Возможно, чтобы начать новую жизнь, что-то коренным образом изменить в себе. Потому что она человек и хочет ощущать свою значимость, свою способность изменить мир
Реальность и мифотворчество как стилевые особенности новеллы Ф. Кафки "Перевоплощение"
Комментариев нет:
Отправить комментарий