Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумильова вызывают сейчас большой интерес. Это не удивительно, потому что его творчество преисполнено смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумильов был необгрунтовано зачисленный к участникам контрреволюционного движения и расстрелянный (ему было 35 лет). Этот выстрел в 1921 году прервал его творческий путь
Свой первый стих «Я в лесс бежал из городов...» Гумильов опубликовал в журнале «Тифлиський листок» в 1902 году, то есть в 16 лет. В 1905 году появилась книга стихов «Путь конкистадоров».
« По выбору тем, за приемами творчества автор явным образом присоединяется к «новой школе» в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и имитации, далеко не всегда удачные», — писал В. Брюсов о первом сборнике Гумильова, которую было выпущено, когда он еще учился в гимназии. В какой-то мере Брюсов был правый. И все-таки, юношеские, «конкистадорськи» стихи имели свое настроение
Новый подход М. Гумильова к миру наблюдаем в таких строках:
Как грустно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду,
И верю, я любовь свою найду...
Я конкистадор в панцире железном.
«Конкистадор» завоевывал не земле, не страны, а новую любовь, внедряясь в «тайне замечательных снов», приобретая звезды из « заснувшего небосклона». В него первом сборнике имеющиеся следы символистской поэзии: «голубая высота», «вечное блаженство мечты», «чары красоты».
В 1908 г. выходит его вторая книга «Романтические цветы», в которой духовные запросы Гумильова нашли дальнейшее развитие. Здесь ощущается стремления к сильным и прекрасным чувствам: «Ты среди кровавого тумана к небам прорезывала путь»; «... перед ним неслась, белее пены, Его великая любовь». Но теперь желательное мерещится лишь в мечтах, видениях. Сборник волнует грустным авторским ощущением непрочности вы-соких порывов, призрачному счастья в будничной жизни — и одновременно стремлением к прекрасному
Большинство стихов Гумильова имеют спокойную интонацию. Но непривычный стиль предоставляет им внутренней напряженности. В своих стихах поэт «оживляет» легендарные мотивы, создает фантастические перетвореннг,
Много с которых автор почерпнул, странствуя по Африке. В некоторых своих стихах поэт доносит общее трагическое положение мира: «Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с ею буду драться к конца»...
В сборнике «Жемчуга» Гумильов высказывает свое уважение к действиям таких незабываемых путешественников, как Кук, Лаперуз, да Гамма. Небольшой цикл «Капитаны» рожденный тем же стремлением к неизведанному, тем же преклонением перед подвигом:
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернетпаруса.
С именами больших путешественников входит в цикл «Капитаны» поэзия больших открытий, непоколебимой силы духа всех, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет».
В сборниках «Костер» и «Огненный стояк» автор затрагивает к миру таинственного, непознанного. Ему близкие образа звезд, неба, планет. При некоторой «космичности» действий все стихи выражали взгляды на целиком земные процессы. И все-таки едва ли можно говорить о творчестве Гумильова как о поэзии ре-алистичну. Он сохранил романтическую исключительность, причудливость душевных процессов. Но именно таким бесконечно дорогое нам слово Мастера
Мои раздумья над строкой М. С. Гумильова
Комментариев нет:
Отправить комментарий